Будет очередь до Гамбурга

Экономика и финансы
Москва, 15.09.2008
«Эксперт» №36 (625)
Новая концепция таможенного оформления и контроля, одобренная на последней коллегии ФТС, предлагает перенесение основных таможенных процедур на границу. Реализация этого проекта будет означать полное разрушение сложившейся в стране таможенной инфраструктуры

В настоящее время полное таможенное оформление и таможенный контроль товаров с уплатой пошлин и НДС осуществляется в таможнях назначения внутри страны, а в пограничных пунктах пропуска перевозчики лишь заполняют транзитную декларацию. Такова мировая практика, и российские таможенники последовательно работали над тем, чтобы максимально к ней приблизиться. Соответственно, за полтора десятилетия именно вокруг внутренних таможен сформировалась необходимая инфраструктура, включая склады временного хранения (СВХ), на территории которых, как правило, и располагаются таможенные посты. Однако теперь Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает развернуться в обратную сторону. «Концепция ФТС о переносе таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты Российской Федерации, безусловно, революционна, — говорит менеджер компании “Эрнст энд Янг” Роман Парфенов, — учитывая сложившуюся в России таможенную инфраструктуру, а также мировой опыт в этой области, на который ориентировались в 1991 году создатели существующей системы».

Зная сегодняшнюю ситуацию на границе, особенно на северо-западном участке — со странами Евросоюза, с бесконечными очередями автотранспорта, — нетрудно представить последствия инициатив ФТС в случае их осуществления. «Известно, что существующая инфраструктура не соответствует задачам, поставленным в концепции, — убеждена председатель совета Гильдии логистических операторов Светлана Домнина, — поэтому перенос контроля в приграничные районы приведет к увеличению пробок на границе, увеличению времени обработки грузов, сроков доставки и затрат конечного потребителя на транспортировку». В результате неизбежно большое скопление транспортных средств не только на российской стороне границы, но и на территории соседних государств. Как выразился один из экспертов, «очереди будут до Гамбурга». Это первая и наиболее очевидная проблема.

Вторая, возможно, не столь наглядная, но не менее серьезная — резкое сужение сферы деятельности и доходности иностранных международных перевозчиков. По словам Светланы Домниной, после того как груз будет доставлен до границы международным перевозчиком и пройдет таможенное оформление, дальше до пункта назначения его смогут доставить и отечественные внутренние перевозчики, которые сейчас лишены такой возможности. Правда, при этом потребуется дополнительная перегрузка на границе. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы потеснить иностранных перевозчиков, но радикальное решение, предложенное таможенной службой, может обойтись слишком дорого: нет сомнений, что со стороны ЕС будут приняты адекватные меры к российским международным перевозчикам. Между тем, по данным АСМАП, отечественные компании сейчас осуществляют автомобильные перевозки грузов и пассажиров в 50 странах мира, их доля на мировом рынке составляет почти 40%, причем больше половины грузоперевозок приходится на Евросоюз.

Цель оправдывает средства?

Пока Международный союз автомобильного транспорта официально не комментируют планы ФТС,

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (625) 15 сентября 2008
    Экономический кризис
    Содержание:
    Недостаточно большая «пушка»

    Через спасение ипотечного рынка американский минфин пытается спасти всю американскую экономику. Насколько это ему удастся, покажут уже ближайшие месяцы

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама