Соки для китайского среднего класса

Международный бизнес
Москва, 15.09.2008
«Эксперт» №36 (625)
Покупка компанией Coca-Cola китайского производителя соков Huiyuan может стать переломным моментом и для китайского рынка, и для самой американской корпорации. Если, конечно, сделка будет доведена до конца

«Решительно протестуем против покупки Huiyuan компанией Coca-Cola» — подобные сообщения сегодня в изобилии можно встретить на китайских интернет-форумах и в блогах. Известие о том, что американская корпорация собирается приобрести китайского производителя соков за рекордные для китайского рынка 2,5 млрд долларов стало в КНР главной деловой новостью первой половины сентября. Реакция на нее была вполне однозначной: более 80% респондентов опроса, проведенного на популярном портале Sina.com, высказались против сделки.

По данным финансового портала Caijing, если соглашению будет дан ход, другие китайские производители соков подадут официальный протест. Звучат требования о продаже Huiyuan части своих торговых марок. «Китайские конкуренты компании боятся, что просто погибнут в течение нескольких месяцев», — заявил журналистам Ли Су, юрист одного из крупнейших игроков на китайском рынке питьевых продуктов — компании Wahaha.

Теперь судьба Huiyuan находится в руках министерства торговли КНР, которое уже объявило, что начнет процедуру исследования сделки на предмет ее соответствия новому антимонопольному законодательству, вступившему в силу в августе этого года. За развитием ситуации следят и в других иностранных корпорациях. Для них положительное решение может стать сигналом к более активным инвестициям в китайские бренды. Отрицательный вердикт будет знаком того, что подобные китайские компании пока не продаются.

Прорыв

Покупка компании Huiyuan полностью укладывается в долгосрочную стратегию развития Coca-Cola. В последние годы американская компания активно расширяет ассортимент продукции и географию производства. В конце прошлого года Coca-Cola потратила 4,1 млрд долларов на производителя витаминизированной воды Energy Brands и увеличила до 40% свою долю в чайной компании Honest Tea.

Китайский рынок сегодня становится одним из самых важных для многих крупных компаний, и за уже раскрученные бренды приходится переплачивать: акции Huiyuan обойдутся Coca-Cola в три раза дороже их биржевой стоимости на момент объявления о сделке. Huiyuan вот уже несколько лет входит в список известных торговых марок Китая, а в 2007 году этот бренд стал одним из четырех «миллиардников» в своей категории, заработав свыше одного миллиарда долларов на розничных продажах в КНР.

Это поглощение может стать ключевым для дальнейшей экспансии Coca-Cola на китайском рынке. «В Китае Coca-Cola занимает лидирующее положение на рынке газированных напитков, но в других категориях ее позиции намного слабее», — объяснила «Эксперту» аналитик шанхайского отделения исследовательской компании Euromonitor International Мишель Хуан.

По данным Euromonitor International, в 2007 году доля американской компании в «газировочном» сегменте китайского рынка достигала 52%, в то время как в соковом сегменте — лишь 9%, а на рынке бутилированной воды — 6%. При этом темпы роста двух последних сегментов значительно опережают рост объемов продаж газированной воды. По данным маркетингового агентства Nielsen China, в

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (625) 15 сентября 2008
    Экономический кризис
    Содержание:
    Недостаточно большая «пушка»

    Через спасение ипотечного рынка американский минфин пытается спасти всю американскую экономику. Насколько это ему удастся, покажут уже ближайшие месяцы

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама