Триумф проигравших

Культура
Москва, 15.09.2008
«Эксперт» №36 (625)
Венецианский кинофестиваль, завершившийся в прошлый уик-энд, раздал призовых «Львов» молодым и наградил неудачников

Присуждение венецианского «Золотого льва» за лучший фильм «Рестлеру» Даррена Аронофски, показанному в последний день фестиваля, вызвало недоумение одних и бурный восторг других.

Призовой расклад подтвердил предсказание директора Мостры Марко Мюллера: программа вышла сильной, но настолько разновекторной и разножанровой, что очевидного лидера заметно не было. Правда, публика отдала свои голоса изумительной сказке Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо», а критики выступили за иракский саперский триллер Кэтрин Бигелоу «Hurt Locker», однако обе картины были слишком коммерческими для «Львов», а Миядзаки три года назад уже получал «золото» за карьеру. И все-таки — спортивная драма Аронофски, которого после «Фонтана» признали безнадежно потерянным для сообщества киноманов, да еще с Микки Рурком в главной роли… неужто ничего лучше не придумали? Договорились даже до абсурдного предположения, будто «Рестлера» наградили, чтобы ублажить Рурка; уж об этом президент жюри Вим Вендерс и его товарищи явно думали в последнюю очередь.

А судьи, собственно, кто? Вендерс давно превратился в свадебного генерала — пост главы Европейской киноакадемии лишь один из тех, что он занимает на протяжении многих лет. Последний его фильм, выспренняя подростковая вампука «Съемки в Палермо», был жестоко, но заслуженно освистан в Каннах. Там же с треском провалилась «Женщина без головы» Лукреции Мартель — еще одной участницы жюри Венецианского фестиваля. Гонконгский мэтр Джонни То снимает по два фильма в год, но никаких значимых призов вне Азии ни разу не получал. Слава Джона Лэндиса, автора «Братьев Блюз» и «Американского оборотня в Лондоне», осталась далеко позади. Сложнее с Юрием Арабовым — художником актуальным, но плохо ознакомленным с негласной фестивальной табелью о рангах (говорят, после премьеры «Рыбки Поньо» он был от души возмущен, а ранее с творчеством Миядзаки знаком не был). Тем не менее, очевидно, что эта режиссерская компания, в которую для красоты была приглашена еще и итальянская дива Валерия Голино, не собиралась поощрять талантливых, да еще и раскрученных коллег, которых на другом смотре наверняка бы не оставили без призов.

Аронофски — совсем другое дело. Во-первых, он еще молод (39 лет), знатным мэтрам не соперник. Во-вторых, предыдущую его картину в Венеции пару лет назад освистывали так же рьяно, как Мартель и Вендерса в Каннах. Он же не растерялся, не расстроился, а сделал новый фильм. К слову, превосходный. Неудача пошла Аронофски на пользу. Теперь он не замахивался на большой бюджет — «Рестлер» снят за шесть миллионов долларов; даже в России за такие деньги кино уже почти не делают. Аронофски забыл об эклектике, взяв на вооружение скупую эстетику братьев Дарденн: живая камера следует за главным героем по пятам, используется минимум закадровой музыки и искусственного освещения. Все вторые планы и смысловые пласты (их немало) подчинены основной интриге — простой, как три копейки. Знаменитый в 1980-х рестлер ныне живет в трейлере один-одинешенек, денег за бои ему едва

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (625) 15 сентября 2008
    Экономический кризис
    Содержание:
    Недостаточно большая «пушка»

    Через спасение ипотечного рынка американский минфин пытается спасти всю американскую экономику. Насколько это ему удастся, покажут уже ближайшие месяцы

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама