Caterpillar окопался в России

Русский бизнес
Москва, 22.09.2008
«Эксперт» №37 (626)

На прошлой неделе американская машиностроительная корпорация Caterpillar объявила о сборке первого экскаватора в России. Гидравлический гусеничный экскаватор был собран на дочернем предприятии корпорации «Катерпиллар-Тосно» в Ленинградской области. Свершилось. Построенный несколько лет назад завод в Тосно, изначально создававшийся как сборочное производство, начал полноценно работать.

Caterpillar объявил о начале строительства тракторосборочного завода в Тосно еще в 1998 году, но последовавший вскоре дефолт вынудил компанию скорректировать свои планы. Построенное производство стало специализироваться на механообработке и сварочных работах и, по сути, выпускало крупногабаритные комплектующие для европейских подразделений.

О планах переоборудования тосненского завода в предприятие по производству гидравлических экскаваторов Caterpillar объявил в начале 2008 года. Объем инвестиций в организацию сборки в компании не назвали, но отметили, что за последние годы вложили в проект более 50 млн долларов. На проектную мощность по экскаваторам «Катерпиллар-Тосно» обещает выйти к концу этого года.

Объемы продаж новых экскаваторов в России в 2007 году составили около 9,5 тыс. машин, причем рынок растет на 25–30% в год. При благоприятном развитии экономической ситуации через три-четыре года объемы продаж этой техники в России станут сопоставимы с западноевропейскими. И если в сегменте колесных экскаваторов лидерство держит российская Группа ГАЗ с Тверским экскаваторным заводом (марка ТВЭКС), то рынок более мощных и производительных гусеничных машин, равно как и рынок легких экскаваторов-погрузчиков, занят преимущественно иностранными компаниями — из Японии, Германии и США (см. график).

Однако у Caterpillar продажи в России пока невелики, поэтому руководство и решило расширить присутствие на российском рынке. Тем более что конкуренты не дремлют и также анонсируют свои планы производства в России. В последнее время были объявлены как минимум три подобных инвестпроекта, связанных со сборкой экскаваторов на территории страны: завод Volvo в Калуге (гусеничные экскаваторы), Komatsu в Ярославской области (производство экскаваторов и погрузчиков) и Liebherr в Дзержинске Нижегородской области (сборка дорожной техники, в том числе экскаваторов, и производство комплектующих). Правда, общая емкость российского рынка, даже с учетом рынков СНГ, не позволяет пока организовать полноценное производство — речь везде идет только о крупноузловой сборке. В то время как у Caterpillar уже есть собственные цеха механообработки и окрасочные линии.

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (626) 22 сентября 2008
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Драма, но не катастрофа

    Финансовый кризис в России пока развивается в управляемой фазе. ЦБ в состоянии отбить полноценную спекулятивную атаку на рубль. Тем не менее кризис показал, что нормально работать без постоянной подпитки капиталами извне у нашего финансового сектора все еще не получается

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама