Грипп не пройдет

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
22 сентября 2008, 00:00

Новая производственная площадка компании «Петровакс» позволит ей не только наладить собственное массовое производство вакцин против гриппа, но и реализовывать инновационные разработки, не имеющие аналогов в мире

Создание нового фармацевтического завода, да еще с нуля, — нечастое событие на российском рынке. Новые фармацевтические предприятия открываются, как правило, иностранными игроками, а отечественные компании обычно расширяют имеющиеся мощности новыми производственными линиями. На строительство нового производственно-складского комплекса в Подольском районе Московской области у компании «Петровакс» ушло три года. Инвестиции в проект составили 40 млн евро. 15 млн евро из этой суммы — собственные средства «Петровакса», за остальную часть поручилась бельгийская компания Solvay Pharma, выступившая соинвестором проекта. Кредит на строительство предоставил Европейский банк реконструкции и развития.

Новое предприятие будет производить вакцины против гриппа, которые являются собственными оригинальными разработками «Петровакса» и будут выпускаться в индивидуальных шприц-дозах. Такой упаковкой пока не может похвастать ни одна российская компания — некоторые участники рынка лишь готовятся к производству лекарственных средств в подобной форме, но реализованных проектов, в отличие от европейских стран, у нас не было. На данном этапе мощности «Петровакса» состоят из одной линии, рассчитанной на 80 млн доз. К сезону 2008–2009 годов планируется выпустить порядка 20 млн доз вакцин против гриппа, остальную часть линий пока загрузят другими иммунобиологическими разработками, а также заказами сторонних компаний.

Борцы с эпидемиями

Стратегия ГК «Петровакс» строится на разработке, производстве и внедрении в практику здравоохранения оригинальных препаратов, созданных на основе фундаментальных научных исследований. Открывшийся комплекс является уже третьим для российской фармкомпании. На двух имеющихся предприятиях производятся таблетированные и другие формы лекарственных средств, например, иммунорегулятор «Полиоксидоний» и ферментный препарат «Лонгидаза». На появившемся заводе наиболее приоритетным направлением окажется выпуск противогриппозных вакцин нового поколения.

Первая антигриппозная разработка компании — вакцина «Гриппол». За более чем десятилетний опыт ее использования привито свыше 130 млн человек. Ранее разработка «Петравакса» выпускалась на чужой площадке — уфимском предприятии НПО «Микроген». В последние годы именно «Микроген» является основным поставщиком «Гриппола», рекомендованного к применению в рамках национального проекта «Здоровье». Теперь компании «поделили» вакцины: «Гриппол», как и прежде, будут выпускать в Уфе, а на новом заводе в Подмосковье «Петровакс» будет производить другой инновационный препарат из той же группы — «Гриппол плюс», выпускаемый в индивидуальных шприц-дозах. Стоит отметить, что компания «Микроген» почти одновременно с открытием завода ГК «Петровакс» также объявила о выпуске препаратов в шприц-дозах. Правда, в данном случае речь идет о запуске новой линии в рамках существующего предприятия.

Открывая новые предприятия и запуская новые продукты, компании рассчитывают на быстрый рост рынка вакцин против гриппа и постепенное смещение спроса населения в пользу профилактических средств. Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов оценивает объем рынка в первом полугодии текущего года в 11 млн долларов, что практически сопоставимо с объемом за весь прошлый год (10 млн долларов). По его прогнозам, по сравнению с минувшим годом в 2008 году рынок противогриппозных вакцин вырастет на 100%.

Что касается нового завода компании «Петровакс», то г-н Мелик-Гусейнов называет его знаковым событием для всего фармрынка, в частности для отечественной иммунобиологии и вирусологии. Он полагает, что первоначальную тактику продвижения новых препаратов «Петроваксу» можно будет реализовывать, работая в рамках государственных и корпоративных контрактов. В коммерческой сети вакцины группы «Гриппол» если и появятся в текущем сезоне, то их объем будет незначителен.

Инновационный прорыв

Лидером среди фармацевтических компаний, занимающихся выпуском вакцин, на российском рынке сегодня является Solvay Pharma. Она производит противогриппозную вакцину «Инфлювак», которая используется в 60 странах. По данным «Фармэксперта», в нашей стране за первое полугодие 2008 года ее доля среди оптовых продаж составила 70,44% (см. таблицу). По словам старшего менеджера по специальным проектам компании Solvay Pharma Игоря Бабушкина, «помощь в строительстве завода не единственный аспект взаимодействия с “Петроваксом”. Наш интерес заключается в совместных разработках новых лекарственных средств».

«“Гриппол” и “Гриппол плюс” — собственные разработки компании, — комментирует генеральный директор ГК “Петровакс” Аркадий Некрасов. — В настоящее время мы с бельгийскими партнерами заканчиваем исследование по “Грипполу СТ”. Этот препарат станет третьей вакциной, замыкающей антигриппозную группу “Гриппол”. Из-за малого количества противопоказаний он будет более востребован на рынке. Препарат будет состоять из антигенов вирусов гриппа, которые еще не производятся в мире: первые опыты уже показали, что выращивание антигенов не с помощью куриных эмбрионов, а на культуре искусственных клеток позволит избежать аллергических реакций, из-за которых отдельным категориям граждан антигриппозные вакцины были не рекомендованы».

Выпуск вакцины нового поколения запланирован на 2009–2010 год. Пока что лекарственные средства «Петровакса» распространяются на территории РФ и в странах СНГ. Вполне вероятно, что новая антигриппозная вакцина, созданная объединенными усилиями российской и бельгийской компаний, сможет составить конкуренцию препаратам против гриппа и в странах дальнего зарубежья.