Конец сезона

Экономика и финансы
Москва, 22.09.2008
«Эксперт» №37 (626)

Банкротство британского туристического холдинга XL Leisure Group, включающего в себя авиакомпанию XL Airways и несколько туристических агентств, оставил 85 тыс. туристов, находящихся на отдыхе, без обратных билетов. Еще 200 тыс. человек, уже оплатившие свои туры и перелеты, так никуда и не полетят.

Туристический холдинг был вынужден объявить о банкротстве из-за резкого роста цен на топливо и нехватки средств на дальнейшее выполнение полетов. Все самолеты (всего их 21) XL Airways были арестованы судебными приставами, приступившими к ликвидации авиакомпании, долги которой (в основном за топливо) превысили 270 млн долларов.

В результате банкротства XL Airways 30 тыс. британцев оказались без билетов домой в Турции и Египте, 30 тыс. — в Испании, Португалии и Италии, 10 тыс. — в Болгарии, 10 тыс. — в Греции и на Кипре, 5 тыс. — во Флориде и на Карибских островах.

Британской Ассоциации гражданской авиации пришлось фрахтовать самолеты других авиакомпаний для вывоза застрявших туристов чартерными рейсами. Однако туристам пришлось вновь оплачивать авиаперелет, часто по максимальному тарифу. Более того, многие из туристов, оплативших через XL Leisure гостиницы, как оказалось, были вынуждены платить повторно и за ночлег, поскольку обанкротившаяся компания так и не расплатилась по своим счетам. В некоторых случаях речь шла об оплате счетов в 1,5–2 тыс. долларов. По оценкам, общие потери британских туристов в результате банкротства могут составить 40 млн долларов, поскольку многие не имели страховок, покрывающих подобные страховые случаи.

XL Airways, которая в 2007 году перевезла 2,3 млн пассажиров, стала очередной жертвой кризиса авиакомпаний. С начала года в Британии прекратили полеты авиакомпании бизнес-класса Maxjet, Eos и Silverjet. Затем многие британские пассажиры оказались без возможности улететь домой в результате банкротства малобюджетной гонконгской Oasis и канадской Zoom Airlines. Аналитики ожидают, что волна банкротств в авиаотрасли будет продолжаться, причем ее пик может прийтись на ближайший месяц. Хотя цены на нефть упали более чем на 30% по сравнению с июльским пиком, многие авиакомпании только сейчас вынуждены расплачиваться за топливо, потребленное в июне-августе. Ни один из бизнес-планов авиакомпаний, особенно малобюджетных, не предполагал, что цены на нефть будут превышать 100 долларов за баррель.

Самые большие риски банкротства у небольших авиакомпаний-дискаунтеров, не имеющих большого потока наличности. Но высокие цены на топливо летом 2008 года могут привести к банкротству и более крупных компаний. Одним из кандидатов на банкротство аналитики называют итальянскую Alitalia, которую правительство пытается спасти за счет сокращения ее персонала и слияния с Air One (второй крупнейшей авиакомпанией в стране), фактически списав основную часть долга.

Лондон

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (626) 22 сентября 2008
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Драма, но не катастрофа

    Финансовый кризис в России пока развивается в управляемой фазе. ЦБ в состоянии отбить полноценную спекулятивную атаку на рубль. Тем не менее кризис показал, что нормально работать без постоянной подпитки капиталами извне у нашего финансового сектора все еще не получается

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама