Мальчика и не было

Культура
Москва, 22.09.2008
«Эксперт» №37 (626)
«Юрьев день», свежий фильм Кирилла Серебренникова, демонстрирует интеллигентное лицо Новой Русской Духовности

Выходящий в прокат «Юрьев день» — из тех фильмов, которые трудно не заметить.

Дело не в призе «Кинотавра» за лучшую женскую роль или участии фильма в конкурсе фестиваля в Локарно, а в авторах. Уж больно компания подобралась заметная: как упустить из поля зрения плод совместных усилий столь выдающихся личностей! Кинодраматург Юрий Арабов — человек, стоящий за культовыми картинами Александра Сокурова, единственный на всю Россию каннский лауреат в сценарной категории. Оператора Олега Лукичева все чаще называют лучшим в стране, не простым профи, а вдохновенным художником. Актриса Ксения Раппопорт всенародно любима за «Ликвидацию», почитаема интеллектуалами за театральную работу со Львом Додиным, а еще она только что целовалась с Брэдом Питтом на сцене Дворца Венецианского фестиваля и стала второй после Роми Шнайдер иностранкой, получившей итальянского «Оскара» — премию «Давид ди Донателло». Наконец, сам режиссер Кирилл Серебренников — скандально известный театральный постановщик, ценность главных спектаклей которого признают даже самые строгие критики. Его предыдущая киноработа «Изображая жертву» понравилась, правда, не всем; зато получила и Гран-при «Кинотавра», и, что важнее, главную награду Римского фестиваля — единственного смотра, где жюри состоит из обычных, рядовых зрителей, а лауреат определяется простым голосованием. В общем, состав участников настолько хорош, что даже не по себе.

И неуютное чувство усиливается с каждой минутой просмотра. Ослепительно-белоснежная провинциальная зима (невольно ловишь себя на мысли: «Ух и мастер этот Лукичев!») По дороге движется автомобиль. За рулем красивая, породистая леди, желающая слушать в пути арии из итальянских опер, на заднем сидении насупился подросток — ее сын. Ему не по душе не только музыка, но и весь замысел мамаши — мировой звезды бельканто: та решила напоследок, перед эмиграцией в сытую Европу, куда ее зовет выгодный ангажемент, посетить «малую родину» — городок Юрьев, — а заодно привить отпрыску любовь к родному пепелищу.

Сразу ясно: случится что-то нехорошее.

Местное население подчеркнуто недружелюбно — прямо как в «Техасской резне бензопилой». Не сдаваясь, красавица в шубе совершает краткую экскурсию по забытым окрестностям, заглядывает в пустые «Промтовары», потом тащит сына в полуразваленный Кремль… там, в самом средоточии старорусского небытия, юноша пропадает без следа. Дама кидается на поиски — но ни милиция, ни аборигены помощи ей оказывать не намерены: в конце концов, мальчик давно вышел из детсадовского возраста, найдется сам. Мобильник ломается, машине прокалывают шины, деньги на исходе. Заколдованный круг. Похоже, не только в заморские страны, но и в большой город уже не выбраться.

Тут стоит предупредить о последующем «спойлере» — те, кого заинтересовала завязка и кто твердо намерен пойти в кино, дальше могут не читать. Пусть частичным оправданием пересказу интриги послужит тот факт, что автору этих строк и другим зрителям, видевшим «Юрьев день» на фестивалях, просмотр «заспойли

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (626) 22 сентября 2008
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Драма, но не катастрофа

    Финансовый кризис в России пока развивается в управляемой фазе. ЦБ в состоянии отбить полноценную спекулятивную атаку на рубль. Тем не менее кризис показал, что нормально работать без постоянной подпитки капиталами извне у нашего финансового сектора все еще не получается

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама