Час мясника

Русский бизнес
Москва, 29.09.2008
«Эксперт» №38 (627)
Владельцы средних и мелких мясоперерабатывающих предприятий уже начали избавляться от активов. Почти все они будут скуплены воротилами мясного бизнеса, которые через несколько лет и поделят между собой наш рынок

На российском мясном рынке началась долгожданная консолидация активов. Уже в начале октября крупнейший финский производитель мясных продуктов Atria Group завершит приобретение мясоперерабатывающего завода «КампоМос» за 75 млн евро. Эта сделка — начало большого передела собственности в мясной индустрии нашей страны. Сейчас в России функционирует более 300 мясоперерабатывающих заводов. Причем большинство из них работает в среднем и низком ценовом сегменте, где рентабельность бизнеса стремится к нулю либо уже стала отрицательной. Это произошло из-за резкого — почти в три раза за последний год — роста цен на импортное мясо. А отечественного мяса на нашем рынке в достаточном количестве не появилось, так как российское животноводство продолжает стагнировать. Эксперты уверены, что не менее 200 наших мясных заводов поменяют собственников. И произойдет это в самое ближайшее время. Уже сейчас как минимум с десяток владельцев мясоперерабатывающих предприятий выставили свои активы на торги. О том, чем завершится мясной кризис в России, как он повлияет на потребление мясных продуктов и вкусовые предпочтения покупателей и кто будет играть ведущую роль на нашем рынке через несколько лет, в интервью «Эксперту» рассказала гендиректор компании «Велком» Раиса Дёмина.

— Покупка финнами «КампоМоса» наглядно демонстрирует интерес западных компаний к нашим мясным активам. Вы ожидаете продолжения экспансии иностранцев?

— Финны планомерно расширяют свое присутствие в России уже несколько лет. Atria — первая иностранная компания, купившая крупные мясные активы в нашей стране. Помимо «КампоМоса» они приобрели «Пит-Продукт», построили под Питером новый мясоперерабатывающий завод. Все это говорит о том, что они серьезно смотрят на наш рынок. Я думаю, что Atria — один из немногих иностранных игроков, который будет участвовать в консолидации мясной отрасли России. Но других таких западных компаний пока нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время. Европейцам сейчас не до инвестиций в российское производство — у них свой кризис. А американцы всегда боялись русского рынка. Они считают, что законодательство у нас нечеткое, собственность защищена слабо. Вообще американцы смотрят на Россию исключительно как на канал продаж. У них здесь много трейдерских компаний, которые вкладывают деньги в маркетинг, занимаются промоушеном американских продуктов. Конечно, есть Cargill, который инвестирует в растениеводство, и есть «Элинар-бройлер», они занимаются птицей. Но мясопереработка их не интересует. Поэтому я думаю, что наш рынок поделят между собой в основном русские компании.

— Когда это произойдет?

— Звездный час для слияний и поглощений уже наступил. Многие собственники активно ищут покупателей на свои предприятия. Большинство из них это не афиширует, переговоры ведутся в тайне, чтобы не вызвать волнения в коллективах. Но продать свои активы смогут далеко не все. Ситуация сложная, разрастается продовольственный кризис. И я думаю, что весной мы узнаем о первых банкротствах.

— Кто будет

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (627) 29 сентября 2008
Кризис
Содержание:
Второе дно бесплатно

Проблемы в российской экономике только начинаются, уверены предприниматели

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама