Консерваторы выигрывают

Тема недели
Москва, 29.09.2008
«Эксперт» №38 (627)
Финансовый кризис приведет к снижению динамики российского потребительского рынка. Компаниям придется отказаться от активной экспансии и работать над сокращением издержек

Финансовый кризис еще не закончился, но его последствия уже заметны на отечественном потребительском рынке. «С лета процентные ставки возросли в среднем с 12–14 процентов до 18–20. Выросли в цене все кредитные услуги», — отмечает Валерий Покорняк, владелец агропромышленного холдинга компании «Алтан». Сегодня потребительским компаниям требуется все больше средств, чтобы погасить старые кредиты, соответственно, сократились их инвестиции в развитие бизнеса. Но больше всего они жалуются на непредсказуемое поведение банков. «Некоторые банки сегодня вообще свернули кредитные программы. Например, Сбербанк деньги получил, однако многим отказал в кредитах. Непонятно, на что пошли большие государственные деньги», — рассказывает представитель известной компании легпрома. «Банки, получившие деньги от государства, оставили их себе для устойчивости и не дают дешевых кредитов малым и средним банкам, работающим с бизнесом», — говорит Карина Арутюнова, директор по продажам мебельной компании «Бюро-Объект ГМбх».

Из-за сложной финансовой ситуации растут цепочки неплатежей. «Наши потребители — компании, которые шьют спецодежду, — сегодня не могут платить нам вовремя и в полном объеме. Их клиенты — промышленные корпорации — сегодня либо сокращают расходы на персонал, либо просят отсрочки платежей», — говорит Юрий Яблоков, генеральный директор текстильного холдинга «Нордтекс».

Наконец, еще одно неблагоприятное последствие кризиса — снижение потребительского спроса. Пока оно заметно лишь на рынках дорогих товаров, например мебели. «Конец лета — начало осени — время наибольшей покупательской активности на мебельном рынке. В этом году пика продаж не было», — констатирует Игорь Подстольный, директор по маркетингу мебельного концерна «Катюша». Очевидно, что вслед за «дорогими» сегментами рынка начнут падать и «средние».

Ожидается, что лучше всего переживут кризис более рентабельные розница и сфера услуг, а труднее всего придется производителям товаров, особенно в проблемных отраслях. Например, в легпроме, где кризис обострил традиционные проблемы низкой рентабельности и недостатка оборотных средств. «Некоторые текстильные комбинаты сегодня уже простаивают, а это огромные убытки, учитывая масштаб этих предприятий. Едва ли получится запустить их вновь — слишком дорого», — говорит г-н Яблоков. Если ситуация не исправится достаточно быстро, в России в ближайшее время могут встать десятки небольших производителей одежды, текстиля, обуви, мебели, косметики и других компаний, сильно зависимых от доступности кредитов.

Крупные же компании кризис заденет меньше. Залог их устойчивости — сильный бренд и маркетинг. Да и объем долга у них, как правило, невелик — они всегда были консервативными заемщиками. «Кризис никак не отразился на нашем бизнесе, на операционной деятельности», — отмечает генеральный директор косметического концерна «Калина» Александр Петров. «Снижения товарооборота у нас нет. Происходящее не столько кризис, сколько коррекция», — вторит ему Ростислав Ордовский-Танаевс

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (627) 29 сентября 2008
Кризис
Содержание:
Второе дно бесплатно

Проблемы в российской экономике только начинаются, уверены предприниматели

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама