Железная пята аниматрицы

Культура
Москва, 29.09.2008
Мировая мультипликация словно угодила в сюжет фантастической антиутопии: власть в ней захватил компьютер. Профессиональная элита пока не решила, уйти в подполье или сдаться

На минувшей неделе на маршруте Петербург—Москва прошел очередной анимационный фестиваль КРОК — один из самых любопытных и необычных киносмотров на постсоветском пространстве.

В отличие от большинства отечественных фестивалей КРОК котируется не только на двух своих родинах (организаторами выступают Россия и Украина), но и в международном сообществе. Конечно, отчасти секрет такого успеха в том, что КРОК всегда проходит на плывущем из точки А в точку Б корабле и внешне напоминает приятную речную прогулку — с экскурсиями, пикниками и иного рода развлечениями. В то же время за годы своего существования фестиваль добился и блестящих профессиональных результатов, так что сегодня конкурс собирает почти все интересные производимые в мире короткометражные мультфильмы.

На селекцию нынешнего смотра, посвященного студенческому и дебютному кино, было прислано около 700 работ, и теперь за призы соревнуются 125 фильмов из 34 стран. Такой конкурс, даже при самом строгом сравнении с мировой практикой, можно назвать по-настоящему серьезным, широко и полно отражающим картину сегодняшней мультипликации.

Картина эта выглядит довольно приятно — особенно в том, что касается «молодого» кино. Сегодняшние студенты работают в разных жанрах, эстетиках и техниках, производя фильмы на любой вкус: от грубоватых зрительских гэгов до изощренно арт-хауcных беспредметных картин. Уходя от традиционных, устойчивых форматов, молодые режиссеры стараются формировать индивидуальные художественные высказывания, отчего фестивальная программа выглядит разнообразной, насыщенной и действительно дает повод для размышлений. Например, об одной общей черте современных мультфильмов, которая прослеживалась при всем многообразии представленных в конкурсе работ, — почти все они сделаны при активном использовании цифровых технологий.

Компьютеризация анимэ год от года становится все более заметной, и даже на КРОК ездить не нужно, чтобы понять: сегодня компьютер настойчиво вытесняет традиционные мультипликационные методы. Профессионалы испытывают серьезное беспокойство по этому поводу. Пока большой зрительский мир превозносит новые технологии, в маленьком анимационном мире КРОКа слова «компьютерное кино» звучат почти как ругательство. Мастера (особенно российские) ополчились против компьютеров и всеми силами пытаются скомпрометировать чудо техники в глазах молодого поколения. Аргументы звучат понятно и убедительно: от сильного компьютерного вмешательства кадр становится выхолощенным, как бы слишком совершенным. Рукотворное изображение выглядит приятнее правильных компьютерных фигур, а одушевленные специальными компьютерными программами персонажи никогда не могут быть столь же обаятельны, как герои, одушевленные вручную с помощью покадровой съемки. Иногда, правда, ставшие уже редкостью живой материал, исполненный на бумаге рисунок или покадровая анимация превозносятся до небес за одну только свою рукотворность. А «компьютерный» без объяснений приравнивается к понятиям «плохой, ущербный, фальшивый».

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (627) 29 сентября 2008
Кризис
Содержание:
Второе дно бесплатно

Проблемы в российской экономике только начинаются, уверены предприниматели

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама