Из чего собирать страну?

Систему управления отечественной экономикой нужно строить, ориентируясь не на существование восьмидесяти трех субъектов федерации, а на четыре макрорегиона, сформировавшиеся естественным образом

В конце 2007 года с подачи Министерства регионального развития вновь актуализировалась дискуссия о макрорегионах. Во многом это связано с пониманием того, что присутствие России в глобальной экономике обеспечивается не отдельными субъектами федерации и муниципиями, а более обширными экономическими и культурными пространствами — теми самыми макрорегионами. Ясно, что их границы не устанавливаются административно, как границы федеральных округов, и не являются наследием старых госплановских экономических районов. Эти границы определяются сегодняшней международной кооперацией страны, хотя и могут быть скорректированы внутренними проектами и процессами. Поэтому самое время поставить вопрос о том, из каких экономических единиц складывается место государства на мировом рынке, насколько эффективна пространственная организация России и какие действия в отношении внутреннего макрорегионального строительства могут повысить ее конкурентоспособность.

Только четыре

Если выделять только значимые в мировом отношении макрорегионы, то в настоящий момент в России их всего четыре. Во-первых, макрорегион Северо-Запада, или «Балтийское направление». Он ориентирован на ведущие государства северной части ЕС: крупнейшие европейские порты-хабы и самые большие европейские экономики. Главные опорные точки «фронт-линии» региона образуют порты Петербурга и Ленинградской области, в меньшей степени Мурманска и Архангельска, а граница «тыловой зоны» проходит фактически по Западной Сибири, захватывая Тюменскую область с округами и Кузбасс. Именно развитие этого направления позволило России прочно утвердиться на мировом рынке в качестве энергетической сверхдержавы — поставщика углеводородов. По этому же направлению идут поставки леса, металла, удобрений, угля. Хотя все они играют меньшую роль в российской внешней торговле, а следовательно, меньше влияют на геометрию границ макрорегиона.

Вторым крупным макрорегионом выступает «Азово-Черноморский». Его пространство также зависит от поставок металла и сырья из Сибири и с Урала, правда, уже на средиземноморском направлении. В настоящий момент у Азово-Черноморского региона возникает новая специализация — производство отдельных видов сельхозпродукции, прежде всего зерна, масличных культур и растительного масла. Это может сформировать новые контуры «тыловой линии» макрорегиона. Она, по сути дела, уже захватывает часть российского Центрального Черноземья, отдельными островками заползает в Приволжский федеральный округ, имеет сильную интенцию перепрыгнуть через государственную границу, пройдя по территориям всех стран-сельхозпроизводителей, связанных с миром через азово-черноморские порты (Украина, Турция, Казахстан). «Фронт-линию» макрорегиона составляют ростовские и краснодарские порты: соответственно Ростов-на-Дону и Краснодар претендуют на выполнение функций управления территорией.

Третий российский глобальный макрорегион — «Восточное направление» — ориентирован на взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно там

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (628) 6 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Костыль на 5% ВВП

    План санации финансовой системы CША, предложенный денежными властями страны, имеет массу сиюминутных и долговременных рисков и недостатков. Но, похоже, кризис достиг такой стадии, что эффективных альтернатив предлагаемым мерам сейчас нет

    Рейтинг
    На улице Правды
    Реклама