Не все леди делают это

Эксперт 400
Москва, 06.10.2008
«Эксперт» №39 (628)
Наши крупные компании пока не слишком активно занимаются инновациями. Но некоторым из них, работающим в сложных технологичных секторах и на экспорториентированных рынках, приходится задумываться о выработке собственной инновационной стратегии

Существует мнение, что наша промышленность хронически неинновационна. Вместе с тем наши журналистские наблюдения говорят, что ситуация с инновационной активностью крупного российского бизнеса далеко не столь однозначна и беспросветна. Из общения с представителями различных отраслей бизнеса становится понятно, что часть из них настроена не столько на удержание достигнутых позиций, сколько на постоянное обновление. Но, с одной стороны, многое из того, что делают наши предприниматели, они не привыкли описывать в категориях инноваций, а с другой - зачастую технологические инновации требуются в минимальной степени, так как элементарные организационные и маркетинговые инновации пока дают более существенный эффект.

Мы говорим именно о наблюдениях, поскольку большинство формальных критериев, по которым принято оценивать инновационность компаний, в наших условиях дают сильно искаженную картину. Например, такой классический показатель инновационной активности, как величина затрат на НИОКР в объеме выручки, к российским компаниям малоприменим. Мало того что для менеджмента многих предприятий вопрос о грамотном учете этих затрат стоит далеко не на первом месте, так еще и система налогообложения совершенно не стимулирует корректное отражение этих затрат. В результате из всего списка «Эксперта-400» лишь 52 компании смогли привести данные о своих затратах на НИОКР. А внутри этой группы показатель удельного веса НИОКР в выручке дает колоссальный разброс от 26% (что превышает лучшие показатели зарубежных корпораций, где эта доля доходит до 15% лишь у наиболее наукоемких фармацевтических компаний) до почти нулевого значения. Примерно у половины (23 компании) эта доля не достигает и одной десятой процента. Подобная картина и с такими критериями инновационности, как наличие патентов, выручка от продажи лицензий, доля инновационных продуктов в объеме продаж и т. п.

Не имея возможности пользоваться классическими показателями и выстроить стройный рейтинг инновационности наших компаний, попытаемся предложить некоторую условную кластеризацию отечественного бизнеса, позволяющую выявить группы предприятий со сходными моделями инновационного поведения. Первое, что приходит в голову в качестве достаточно объективного критерия такой кластеризации, — это дифференциация по технологической сложности процессов производства. Для этого мы воспользовались методологией ОЭСР, которая выделяет четыре группы отраслей: высокие технологии, средние технологии высокого уровня, средние технологии низкого уровня и низкие технологии.

Однако понятно, что само по себе присутствие предприятия в той или иной технологической группе не определяет однозначно его инновационности. Необходимо учесть фактор активности компании, ее менеджмента и персонала, эффективность работы научно-исследовательских подразделений. Всю эту активность в рыночной экономике определяет напряженность конкурентной ситуации, в которой работает компания. С определенной долей уверенности можно предположить, что для крупнейших рос

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (628) 6 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Костыль на 5% ВВП

    План санации финансовой системы CША, предложенный денежными властями страны, имеет массу сиюминутных и долговременных рисков и недостатков. Но, похоже, кризис достиг такой стадии, что эффективных альтернатив предлагаемым мерам сейчас нет

    Рейтинг
    На улице Правды
    Реклама