Корректировка стратегий

Спецвыпуск
Москва, 20.10.2008
«Эксперт» №41 (630)
Аудиторам и консультантам необходимо менять стратегию дальнейшего развития. В условиях финансового кризиса и замедления темпов роста рынка им придется быть предельно эффективными

В начале нынешнего года, подводя итоги рейтингов аудиторских и консалтинговых компаний за 2007 год, мы говорили, что в последнее время развитию бизнеса аудиторов и консультантов благоприятствует экономическая конъюнктура (см. «Эксперт» №12 и №14 за 2008 год). Рост экономики, активное стремление бизнеса к публичности и приток иностранных инвестиций стали основными причинами высокого спроса на аудиторские и консалтинговые услуги. Однако финансовый кризис может все поменять. Ведь до последнего времени успешное состояние ряда отраслей промышленности было обеспечено высокими ценами на сырье и доступностью зарубежных кредитов — и тот и другой фактор, похоже, уходят в прошлое, по крайней мере на ближайшее время. Для многих прежних щедрых клиентов аудиторов и консультантов необходимость снижения издержек станет вопросом выживания — тут уже не до оплаты услуг сторонних советчиков.

В результате участники рынка аудита и консалтинга станут перед властной необходимостью снижать издержки, поскольку альтернатива такому подходу — повышение стоимости услуг — вряд ли окажется возможной в условиях сокращения спроса. Очевидно, поэтому сохранить или даже укрепить свои позиции смогут те консультанты и аудиторы, чья деятельность окажется максимально эффективной в условиях кризиса, причем эффективной и в самом простом значении — в пересчете нормы дохода на одного специалиста. И с этой точки зрения наиболее выигрышно выглядят позиции мировых лидеров из числа «большой четверки» — в условиях «шагреневого» спроса они имеют все шансы нарастить свое присутствие на российском рынке. Ведь разрыв между эффективностью, демонстрируемой компаниями «большой четверки», и национальными лидерами еще велик. К примеру, в 2007 году специалист российского офиса компании PricewaterhouseCoopers приносил 3,972 млн рублей доходов, почти вдвое опережая средний показатель по отечественным топ-10, где доход на одного специалиста составлял 2,109 млн рублей.

Кому война, а кому мать родна?

Впрочем, кризис не только сужает поле деятельности для аудиторов и консультантов, но и открывает перед ними новые возможности. Наиболее очевидная среди них — неизбежное в таких условиях повышение спроса на консультирование по антикризисному управлению. По мнению генерального директора компании «Пауэр Менеджмент» Станислава Кондрацкого, «развивающийся кризис может привести к тому, что востребованными окажутся консультационные услуги, направленные на оказание скорой помощи, — сокращение затрат (cost-killer’ство) и повышение эффективности процессов управления, оптимизация производства без капитальных вложений».

Более или менее стабильным скорее всего останется спрос со стороны отраслей, находящихся в несколько лучших условиях ввиду меньшей зависимости от иностранных кредитов. Это химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая отрасль, машиностроение и фармацевтика.

Еще одна возможность заработать на кризисе для аудиторов и консультантов связана с ужесточением кредитной политики банков. С заемщиков уже сейчас на

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (630) 20 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Изменись — или проиграешь

    Главные надежды российского бизнеса в связи с кризисом: число паразитов-чиновников уменьшится, размеры взяток и откатов сократятся, а государство наконец займется поддержкой перспективных предприятий несырьевого сектора. Однако пока складываются прямо противоположные тенденции

    На улице Правды
    Реклама