Торможение после разгона

Спецвыпуск
Москва, 20.10.2008
«Эксперт» №41 (630)
Финансовый кризис приведет к резкому замедлению роста рынка автострахования. В этих условиях страховщики потеряют возможность наращивать портфель при помощи демпинга и высоких комиссионных и будут вынуждены сконцентрироваться на решении проблемы снижения убыточности автострахования

По данным исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», темп прироста взносов по автокаско в первом полугодии 2008 года снизился на 5,6 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 35,1%, по ОСАГО снижение составило 4,8 процентного пункта до 12,9%. Общий объем рынка автокаско за первое полугодие 2008 года составил 76,3 млрд рублей, рынка ОСАГО — 39,1 миллиарда. По добровольному страхованию автогражданской ответственности страховщики собрали за первые шесть месяцев текущего года 0,9 млрд рублей.

Сколько-нибудь точных данных о степени проникновения автокаско нет, оценки страховщиков расходятся достаточно сильно — от 10 до 30% эксплуатирующихся транспортных средств. Начальник управления агентских и прямых продаж компании «Спасские ворота» Игорь Михлин из компании «Спасские ворота» так видит долю застрахованных по каско автомобилей в общем парке страны: «Российский автопарк обновляется достаточно быстрыми темпами, и по мере того, как растут продажи новых машин, увеличивается и процент автомобилей, застрахованных по каско. Что касается новых иномарок, то страхуется примерно восемь из десяти. По отечественным машинам это ориентировочно четыре из десяти. Однако учитывая, что автопарк по стране в целом достаточно старый, я думаю, общее количество составляет процентов десять от эксплуатирующихся транспортных средств».

Генеральный директор компании «Контакт-Страхование» Егор Волков приводит такой расчет: «Во-первых, более 90 процентов автомобилей, выезжающих из салона, застрахованы. 40 процентов автомобилей 2006–2008 годов — “кредитные”, а значит, тоже застрахованы. А вот при покупке не новых автомобилей с рук страхование каско еще не стало традицией. При этом надо понимать, что в регионах новых машин меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Так что в целом, по нашим расчетам, на данный момент в стране застраховано по каско более 30 процентов автомобилей».

Туманные перспективы

Перспективы дальнейшего роста автострахования столь неопределенны, что лишь немногие из опрошенных «Экспертом» страховщиков оказались готовы дать конкретный прогноз роста рынка. Большинство участников опроса ограничились утверждением, что рынок будет расти медленнее, чем раньше. По мнению Ольги Вересовой, директора департамента страхования автотранспорта РОСНО, рост рынка каско в 2008 году составит 30%, а ОСАГО — 12%. Директор департамента автострахования СК МАКС Евгений Попов полагает, что прирост автокаско и ОСАГО в текущем году достигнет как минимум 20%. По скорректированным с учетом текущего кризиса оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок автокаско за 2008 год вырастет на 27%, а рынок ОСАГО — на 11%.

Замедление в сегменте автострахования — новое и крайне неприятное явление для российского страхового рынка. Высокие темпы роста автокаско ранее основывались прежде всего на практике вмененного страхования при автокредитовании, которое пережило настоящий бум. Последствия финансового кризиса уже выразились в резком сокраще

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (630) 20 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Изменись — или проиграешь

    Главные надежды российского бизнеса в связи с кризисом: число паразитов-чиновников уменьшится, размеры взяток и откатов сократятся, а государство наконец займется поддержкой перспективных предприятий несырьевого сектора. Однако пока складываются прямо противоположные тенденции

    На улице Правды
    Реклама