Гонки по вертикали

Спецвыпуск
Москва, 27.10.2008
«Эксперт» №42 (631)
Обратная сторона строительства небоскребов в Москве — отсутствие внятной градостроительной политики

Москва активно растет вверх. Наблюдающим огромную стройку в Сити это особенно хорошо видно. Небоскребы в Москве расставляют, руководствуясь двумя принципами: кучкой (в Сити) и врассыпную (по программе «Новое кольцо Москвы»). В августе столичное правительство попыталось упорядочить ситуацию и утвердило схему размещения 58 площадок, на которых к 2015 году должно быть построено 200 высоток. При этом мэрия хочет запретить строительство всех небоскребов, не входящих в эту схему или не расположенных в Сити.

Зачем городу столько высоток? Почему их строят? И нужны ли они с точки зрения градостроительства?

Небоскребы на МКАД

Программа правительства Москвы «Новое кольцо» начата в 1999 году. Ее лоббировала известная девелоперская компания «Конти». Она же получила первый участок по этой программе на Кутузовском проспекте, построила на нем высотку «Эдельвейс» и вышла из проекта. Московское правительство сделало специальную компанию «Новое кольцо Москвы» (НКМ), которая должна была разработать схему размещения небоскребов по территории города, подготовить документацию и продать участки частным девелоперам.

За почти девять лет существования компании результаты неутешительны. Построено всего несколько домов (точную цифру в компании отказались сообщить). И даже в тех немногочисленных проектах, что реализуются, не все складывается. Так, в высотке по адресу Ленинский проспект, 111/2, где уже купили квартиры 600 семей, возникли проблемы у девелопера. Городу пришлось его менять. А чтобы новому застройщику было выгодно достраивать высотку, пришлось количество башен в комплексе увеличить до трех.

«Новое кольцо Москвы» неоднократно выставляло участки под строительство на конкурс, но лишь немногие из площадок нашли инвесторов. В конце 2007 года схема размещения небоскребов была представлена Юрию Лужкову. Она предполагала выделение на территории города 60 территорий для высотного строительства, где могли бы вырасти 200 зданий выше 30 этажей. Схема была раскритикована мэром и отправлена на доработку. Окончательный вариант мэр утвердил только спустя год.

Сама идея разбросать новые небоскребы по городу выглядит странной. Когда высотное здание внедряется на территорию существующей застройки, то это слишком большая нагрузка на дороги, сети, экологию. Качество жизни в районе неизбежно будет падать. Возьмем для примера ту же высотку «Вертикаль» на Ленинском проспекте: она возводится на перекрестке, где и сейчас постоянная пробка. А если здесь будет жить еще тысяча семей, у каждой из которых, как минимум, один автомобиль?

Подробное изучение программы НКМ ставит множество вопросов. Допустим, сразу несколько небоскребов планируется возвести возле МКАД — кому они тут будут нужны? Зачем сразу три высотных зоны в конце Ярославского шоссе? Последняя странная идея, связанная с НКМ, — решение строить высотки за счет бюджета города. То есть если инвесторам это неинтересно, убыточные стройки будет вести город? В общем, и с точки зрения градостроительства, и с точки зрения экономики програм

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (631) 27 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Расстаемся с жирком

    Не обремененный большими долгами средний бизнес пока сохраняет устойчивость. В перспективе динамика развития компаний будет зависеть от наличия кредитных денег в экономике и от качества потребительского спроса

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Тема недели
    Реклама