«И вам будет успех»

Русский бизнес
Москва, 27.10.2008
«Эксперт» №42 (631)
Бестселлеры по менеджменту и общепринятые методы исследования эффективности бизнеса объявлены научно несостоятельными

Символично, что в разгар очистительного процесса, когда российские предприниматели не по дням, а по часам избавляются от иллюзий по поводу разумности финансового миропорядка, вышел перевод книги «Эффект ореола» (Розенцвейг Фил. Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение. — Бест Бизнес Букс, 2008. — 251 с.), разоблачающей иллюзии в области менеджмента, по мнению ее автора, профессора школы бизнеса IMD Фила Розенцвейга, тоже разросшиеся до опасных масштабов. Книга написана год назад, западные читатели уже объявили ее учебником жизни, кое-кто поставил в один ряд с бестселлерами всех народов последней четверти ХХ века: «В поисках совершенства», «Построенные навечно» и «От хорошего к великому». Комплимент явно двусмысленный, поскольку именно эти исследования успешных компаний, ставшие культовыми в менеджерской среде, и есть главный объект критики Розенцвейга.

Дело, однако, не только в этих книгах, талантливо написанных историях, как определяет их Розенцвейг. Кстати, если отвлечься от двусмысленностей, «Эффект ореола», наверное, потому и зачислен в первый эшелон бизнес-литературы, что здесь тоже рассказывается своего рода живая и захватывающая история. Настолько живая, что местами граничит с анекдотом. Так, автор начинает повествование вовсе не с критики прославленных книг, а с анализа трех новейших кейсов, обескураживающих явной и тем не менее не замеченной никем парадоксальностью. Речь идет о событиях, в результате которых в конце 90-х — начале 2000-х из списка «великих компаний» выпали Lego, Cisco и ABB. Анекдотичность этих, на самом деле, не очень веселых историй заключается, естественно, не в самих описываемых событиях — на роль абсолютного хита a la Жванецкий претендует ситуация с сопутствующей этим событиям аналитикой и прессой (последняя, похоже, является главным разносчиком и стимулятором «развития» анекдотоподобных подходов к объяснению бизнес-реальности). Если коротко, то мы имеем дело с прямо противоположной оценкой одних и тех же стратегий, людей и решений, в зависимости от того, какие результаты компания демонстрирует в данный момент. Это повсеместное явление автор называет эффектом ореола. «Было ли ошибкой со стороны Lego торговать побочным ассортиментом? — например, спрашивает он читателей и самого себя. — Сперва решение казалось неплохим. И лишь потом, когда стали известны результаты, действия Lego были названы ошибочными и необдуманными. Но это потом. Замысел не сработал, но это еще не делает его ошибочным… Кроме того, неизвестно, какие действия привели бы к успеху».

Чтобы понять, какое отношение имеет этот на первый взгляд нестрашный упрек в предвзятости к исследованиям успешных компаний, перескочим из начала книги в самый ее конец. Там в приложениях даны таблицы с финансовыми показателями компаний — героев книг «В поисках совершенства» и «Построенные навечно» через пять и десять лет после их выхода в свет. В общем и целом эти таблицы выглядят корпоративным кладбищем: от 60 до 85% компаний не соответств

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (631) 27 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Расстаемся с жирком

    Не обремененный большими долгами средний бизнес пока сохраняет устойчивость. В перспективе динамика развития компаний будет зависеть от наличия кредитных денег в экономике и от качества потребительского спроса

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Тема недели
    Реклама