Осенний срыв

Русский бизнес
Москва, 27.10.2008
«Эксперт» №42 (631)
Превратности конъюнктуры сломали систему отношений государства и нефтяников. Фискальное и административное давление на отрасль достигло максимума, появился риск ее перевода на «ручное управление»

Тема заоблачных цен на нефтепродукты снова оказалась в центре внимания. Хотя повышенное внимание властей к этому рынку отмечается с завидной регулярностью, на сей раз ситуация стала исключительной. На фоне снижения мировых цен на нефть и, как результат, на нефтепродукты отпускные цены в России, согласно версии властей, застыли на недопустимо высоком уровне. Чиновники впервые на нашей памяти потребовали, причем жестко, их снижения в соответствии с мировым трендом, тогда как ранее речь шла только о фиксации.

Спусковым крючком критики на сей раз стали не цены на бензин, а рынок авиакеросина. «Разъяснительную работу» с нефтяными компаниями последовательно проводил целый ряд высших чиновников. Глава ФАС Игорь Артемьев потребовал срочно снизить цены, угрожая антимонопольным разбирательством. Вице-премьер Игорь Сечин предложил нефтяникам и авиаперевозчикам выработать «единую формулу цены» на керосин и работать без посредников. Генпрокурор Юрий Чайка после общения с президентом заявил о возбуждении двух десятков дел по фактам злоупотребления доминирующим положением и нарушениям антимонопольного законодательства.

Не прореагировать на все это нефтяные компании не могли. «ЛУКойл» и «Газпром нефть», основные поставщики керосина в стране, объявили о снижении цен на 9–12%, параллельно стоимость литра бензина на заправках упала в среднем на 1 рубль. Об аналогичном снижении цен на бензин и дизтопливо объявила и ТНК-ВР.

Очевидно, что в контексте двукратного снижения мировых цен на нефть подобные «послабления» не являются достаточно адекватными. Менее очевидно, что существовавшая последние годы модель взаимоотношений на топливном рынке нефтяных компаний и государства разваливается, и пока неясно, что придет ей на смену.

Тянет в полет

Керосин привлек внимание властей еще летом (см. «Конкуренция не рулит» в «Эксперте» № 32 за этот год), и было ясно, что осеннего обострения отношений власти и нефтяных компаний следует ждать именно здесь. Цены на авиатопливо в долгосрочном тренде обычно следуют за мировыми котировками, что естественно, учитывая большую роль международных перевозок для российского авиарынка (если в Европе керосин дешевле, самолеты заправляются там). На это обратили внимание и в ФАС. По словам директора по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павла Строкова, в июле нефтяные компании по требованию антимонопольных органов представили формулу расчета цены на керосин и другие нефтепродукты — в качестве базы выступали мировые цены на топливо. Это позволило нефтяникам объяснить повышение цен, но сыграло с ними злую шутку, когда осенью мировые котировки пошли вниз.

На самом деле керосин является, пожалуй, наиболее «послушным» мировой конъюнктуре нефтепродуктом, хотя в начале октября, когда на нефтяников обрушились гром и молнии, реактивное топливо в России стоило дороже, чем в США, примерно на 100 долларов за тонну (см. график 1). Нефть и нефтепродукты в мире начали дешеветь еще в августе, однако резкое снижение цен тогда было для нефтяных компаний совершенно нев

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (631) 27 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Расстаемся с жирком

    Не обремененный большими долгами средний бизнес пока сохраняет устойчивость. В перспективе динамика развития компаний будет зависеть от наличия кредитных денег в экономике и от качества потребительского спроса

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Тема недели
    Реклама