Перебор

Спецвыпуск
Москва, 27.10.2008
«Эксперт» №42 (631)
На рынке загородной недвижимости Подмосковья еще до мирового кризиса началась стагнация

Рынок загородной недвижимости начал испытывать проблемы уже в начале этого года. Значительно сократились продажи: в 80% поселков продавалось не более одного дома в месяц. Из-за различного рода проблем были заморожены более 20 проектов. Девелоперы испытывали сложности с финансированием в связи с резким ужесточением кредитной политики банков. Банки повлияли и на сокращение ипотеки, снижающее спрос на недвижимость. Пожалуй, только в сегменте экономкласса не было охлаждения.

Но несмотря на сложности с продажами, большинство девелоперов приняло решение идти обычным для России путем: цены не снижать, а поднимать, ведь высокая норма прибыли — это святое. И перекредитовываться на коротких деньгах в надежде, что все рассосется. Мировой кризис проверит, насколько такая стратегия разумна.

Хватит и останется

Статистически рынок загородной недвижимости Подмосковья постоянно растет: ежеквартально выходят 20–30 новых проектов коттеджных поселков. В целом сегодня в продаже их, по разным данным, от 273 (источник Rodex Group) до 395 (источник Vesco Consulting). Общий объем домовладений в этих поселках превышает 17000.

За три квартала этого года, по данным Vesco Consulting, было продано более 700 домовладений. Таким образом, ежемесячно реализовывалось примерно по два дома в поселке. В компании «Миэль-Недвижимость» несколько иные данные. Как отметил Дмитрий Цветков, коммерческий директор компании, на конференции «Современный взгляд на девелопмент загородной недвижимости», в 80% из 100 реализованных коттеджных поселков в течение года продавалось всего по одному домовладению в месяц.

«Темпы продаж практически по всем классам в текущем году снижаются, — сетует Геннадий Теряев, директор департамента развития бизнеса Rodex Group. — Общий спрос на загородную недвижимость падает». Пор его данным, в августе по всем классам поселков были отмечены «нестандартные» темпы продаж — в среднем один-два дома.

Стагнацию на коттеджном рынке принято объяснять мировым финансовым кризисом, дефицитом денег у потенциальных покупателей. Разумеется, это имеет место быть. И все же это не единственная причина, поскольку стагнация здесь началась раньше, чем до России докатилось эхо американских проблем.

Одна из причин в том, что для загородного рынка Подмосковья характерно большое количество непродуманных, изначально малоликвидных проектов. Отчасти это можно объяснить малым количеством сетевых игроков, их можно пересчитать на пальцах одной руки. Многие проекты начинаются совсем новыми, малопрофессиональными компаниями. Профессионализм вообще не относится к сильным качествам российских девелоперов. Ведь главная их компетенция — это умение дешево получить землю и пройти административные препоны.

Как же выглядит статистика продаж? Например, в 2007 году шли продажи коттеджей в 313 поселках, из них в 74 продавала дома и компания «Миэль». «Мы внимательно отбирали поселки для продажи. Брали только те, где есть хорошие документы. И отказывались от откровенно неликвидных поселков. Таким образом, мы от

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (631) 27 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Расстаемся с жирком

    Не обремененный большими долгами средний бизнес пока сохраняет устойчивость. В перспективе динамика развития компаний будет зависеть от наличия кредитных денег в экономике и от качества потребительского спроса

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Тема недели
    Реклама