Власти помогут печатникам

Русский бизнес
Москва, 27.10.2008
«Эксперт» №42 (631)
Правительство России намерено устранить налоговый дисбаланс в полиграфической отрасли. Типографии надеются, что правильные пошлины смогут стимулировать инвестиции в эту отрасль даже во время финансового кризиса

На днях в Красноярске состоялось заседание российского Лесного совета. Впервые в истории этой организации проблемы переработки отечественного леса обсуждали не только лесные и деревообрабатывающие предприятия, но и представители смежных отраслей — целлюлозно-бумажные комбинаты, полиграфисты и издатели. Один из самых актуальных вопросов, затронутых на встрече, — какими должны быть таможенные пошлины на бумагу и бумизделия. Проблема поднята не случайно, от того, как будет развиваться рынок продуктов конечной переработки леса, зависит состояние базовых деревообрабатывающих предприятий.

Начало обсуждению пошлин на полиграфическую продукцию положил премьер Владимир Путин. На сентябрьской встрече с региональными представителями он поручил снять налоговый дисбаланс в издательско-полиграфической отрасли, чтобы стимулировать приток инвестиций.

Содержательная пресса

Налоговый дисбаланс, когда импортные пошлины на сырье выше, чем пошлины на готовый продукт, существует во многих отечественных отраслях. Из-за отсутствия инфраструктуры почти все перерабатывающие предприятия в России используют импортные материалы и из-за этого проигрывают по издержкам иностранным конкурентам. Понятно, что тарифное регулирование имеет для таких отечественных компаний принципиальное значение.

От налогового дисбаланса страдает и рынок печати, особенно сегмент журнальной полиграфии, ориентированный на использование дорогой мелованной бумаги. На сегодняшний день это самый динамичный и емкий сегмент полиграфического рынка: ежегодно он прирастает на 20%, а его объем в этом году составил около 1,5 млрд долларов. Производство журнальной периодики в России полностью импортозависимо: все расходные материалы, краски и главное сырье — мелованную бумагу — приходится закупать за рубежом. Тарифы на импорт сырья сверхвысокие: 15-процентная пошлина и 18-процентный НДС. Около 5–7% составляют пошлины на сопутствующее сырье, например типографскую краску.

Ирония в том, что по существующему в России законодательству импорт готовой продукции — журналов и буклетов — вовсе беспошлинный, да еще и с льготной 10-процентной ставкой НДС. Производство журналов в России выходит на 20–30% дороже, чем за рубежом, при этом цена бумаги формирует половину себестоимости печати, значительную часть расходов составляет рост цен на бензин и энергоносители. Поэтому, несмотря на то что отечественные полиграфические комбинаты в последние годы оптимизировали бизнес, запустив новые производственные машины, их услуги дорожают. Неудивительно, что все больше издателей размещают заказы за границей. Это тем более досадно, что журнальный рынок в России в условиях рекламного бума — один из самых быстрорастущих. И этим ростом вовсю пользуются иностранные типографии: ежегодный отток полиграфических заказов из России оценивается в 500–700 млн долларов. Высокие налоги вытесняют за рубеж не только саму печать, но и инвестиции в создание новых типографий: вдоль российской границы как грибы растут новые типографии — в Польше, Прибалтике,

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (631) 27 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Расстаемся с жирком

    Не обремененный большими долгами средний бизнес пока сохраняет устойчивость. В перспективе динамика развития компаний будет зависеть от наличия кредитных денег в экономике и от качества потребительского спроса

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Тема недели
    Реклама