Говорит и слушает Китай

Международный бизнес
Москва, 03.11.2008
«Эксперт» №43 (632)
Крупнейшая сотовая компания мира в последние месяцы подвергается давлению как конкурентов, так и государства, но сдавать лидирующие позиции не намерена. Об успехах, проблемах и планах China Mobile рассказывает ее президент Ван Цзяньчжоу

Президент China Mobile Ван Цзяньчжоу внешне не слишком похож на главу одной из крупнейших компаний мира, скорее — на инженера «китайской закваски». Пара русских слов при встрече, попытка вспомнить «Катюшу» и «Подмосковные вечера» (у Вана получается лучше, чем у меня), особое, ностальгическое отношение к России — обычный набор образованного китайца за пятьдесят. «Я думаю, что эти песни в Китае знают даже лучше, чем у вас», — говорит он, переходя уже на китайский.

Вот уже четыре года Ван Цзяньчжоу возглавляет крупнейшего сотового оператора связи в мире, и именно ему компания во многом обязана своим успехом. Когда в 2004 году Ван объявил о «походе на китайскую деревню», его называли мечтателем и идеалистом. Сегодня на деревенских пользователей приходится половина вновь подключаемых China Mobile клиентов. Лидерство компании внутри Китая неоспоримо: в 2007 году ей принадлежало 69% рынка сотовой связи (у компании более 400 млн абонентов). При общем уровне проникновения сотовой связи в 45% потенциал роста далеко не исчерпан.

Мощь компании позволяет Вану на равных разговаривать с крупнейшими западными игроками. Сам Ван Цзяньчжоу отказался в ходе интервью прокомментировать ход переговоров с Apple, но, по данным ряда источников «Эксперта», именно в Китае Apple впервые столкнулся с невозможностью реализовать собственную модель раздела доли будущих доходов от использования сотовых телефонов iPhone. China Mobile сказала «нет», а других сопоставимых игроков на рынке просто не было. По данным маркетингового агентства MillwardBrown, по стоимости бренда China Mobile занимает пятое место в мире, находясь между Coca-Cola и IBM, и это при том, что за пределами Китая компания практически не известна.

Впрочем, сегодня на телекоммуникационном рынке Китая начинаются перемены. Как и в России, в КНР работают три крупных оператора сотовой связи, но, в отличие от нашей страны, все они фактически принадлежат государству. В этой ситуации помимо невидимой руки рынка в конкурентную борьбу вмешивается вполне реальная государственная длань. В начале октября Управление по государственным активам КНР перевело 7,3 млрд долларов США со счета материнской компании China Mobile Communications на счет одного из главных конкурентов China Mobile — China Telecom. На вопрос об этом трансфере Ван отвечать отказался, предоставив вместо ответа официальный пресс-релиз, в котором перевод денег назывался запланированным и не имеющим отношения к компании China Mobile. Со стороны же кажется, что китайские власти пытаются сделать рынок сотовой связи в Китае более сбалансированным, искусственно поддержав конкурентов China Mobile — предположение, с которым в китайской компании по понятным причинам не согласны.

Телефон или любовница

— Господин Ван, а что для вас лично значит сотовый телефон? В китайском интернете недавно были приведены данные опроса, кстати, со ссылкой на China Mobile, в которых утверждается, что для китайца телефон важнее, чем любовник или любовница.

— Я не видел этого опроса, но я счи

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (632) 3 ноября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Удар силой в полтора триллиона долларов

    Наши собственные ошибки форсировали экспансию мирового кризиса в Россию. Теперь важно не совершить ошибок в новой глобальной схватке

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама