Недетский замах

Спецвыпуск
Москва, 03.11.2008
«Эксперт» №43 (632)
Стараниями правительства Нижегородской области инвестиционная привлекательность региона в последние годы серьезно выросла. Однако не настолько, чтобы область смогла вывести свою автомобильную промышленность на уровень, превышающий федеральные показатели

Нижегородская автомобильная промышленность (как, впрочем, и весь российский автопром) последние два года активно развивалась. Ее основа — Группа ГАЗ — только за 2007 год увеличила выручку на 27%, а прибыль на 20,8% и пошла в технологический прорыв: открыла новое производство (Volga Siber), купила завод компании LDV Group (в прошлом она называлась Leyland DAF Vans Ltd) в Великобритании. Автомобили Maxus, выпускаемые на этом предприятии, занимают первые места в английских рейтингах легких коммерческих грузовиков (Light Commercial Vehicle, LCV). Сейчас автоконцерн, используя полученный опыт, занимается локализацией производства Volga Siber, проектом «Газель-3» и более дешевым, чем Siber, легковым автомобилем. К 2011 году ГАЗ собирается на 90% обновить свой модельный ряд.

Появление в стране сборочных предприятий многих иностранных концернов, новые проекты ГАЗа и его «соседей» — АвтоВАЗа, «Соллерса», КамАЗа — привлекли иностранных производителей автокомпонентов. В Нижегородской области возникло несколько совместных предприятий. Заволжский моторный завод (ЗМЗ, входит в холдинг «Соллерс») и Fiat Power Train Technologies образовали СП по выпуску дизельных двигателей FIАT мощностью 90 тыс. штук в год для комплектации легких коммерческих автомобилей Fiat Ducato, производимых «Соллерсом» в Татарстане.

За последние два года было объявлено о планах создания пяти совместных предприятий с иностранными компаниями по выпуску различных автокомпонентов: радиаторов («РМ Системс» и японская T.Rad), зеркал заднего вида и коробок передач (Завод автокомпонентов и испанская Ficosa), бамперов и запчастей к ним («Технопласт» и французская Faurezia), уплотнительных систем (Linotech и немецкая Saargummi), металлических комплектующих для двигателей («Рида» и шведская Tonsjoe), жгутов автомобильных проводов (ИВК и французская Valeo). Однако при всех этих достижениях есть две серьезные проблемы: то, что автопром развивается не так, как хотелось бы, и мировой финансовый кризис.

Без оглядки на авторитеты

Впервые нижегородское министерство промышленности и инновационной политики задумалось о создании автокластера в 2004 году. В 2006-м, при разработке Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, региональные власти признали автомобильную промышленность одним из приоритетных направлений. Тогда же была принята программа развития автомобилестроения на основе кластерного подхода. Как пояснил Вадим Лапидус, генеральный директор ЗАО «Центр “Приоритет”» (по поручению регионального правительства центр разрабатывал концепцию развития автомобильного кластера), под кластером понимается система, объединяющая автозаводы, поставщиков первого и второго уровня, образовательные учреждения, консалтинговые компании, иногда и финансовые структуры, взаимодействие которых дает современный конкурентоспособный продукт, в нашем случае — автомобили и компоненты. Уповая на синергетический эффект кластерного пути развития, Нижегородская область поставила себе сверхзадачу: достичь лидерства в автомоб

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (632) 3 ноября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Удар силой в полтора триллиона долларов

    Наши собственные ошибки форсировали экспансию мирового кризиса в Россию. Теперь важно не совершить ошибок в новой глобальной схватке

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама