Фандорин доедает мозг

Наталия Курчатова
10 ноября 2008, 00:00

Камо грядеши? На новый уровень

Успех очередного жанрово-технологического эксперимента Бориса Акунина настолько полный, что «проект» хочется видеть на DVD. Впрочем, интернет-версия книги уже ест, плати малую мзду и играй с уважаемым автором хоть до кровавых пикселов в глазах: в наличии не только игра-квест, но и игра-тест, игра-гадалка, игра-стрелялка. Ох.

Сама книжка также построена как игра, причем — чисто технически. В процессе чтения нужно переходить на новые уровни, отвечая на нехитрые (действительно нехитрые) вопросы автора; если же хочется воспользоваться кодами, то в таком качестве предлагается некоторая предыстория: код к настоящему — в прошедшем, тоже не бином Ньютона. Основной сюжет бродилки — из области популярной конспирологии (в Москве 1930-го индианоджонсообразный агент миллионщика Ротвеллера со товарищи охотится на большевистского разработчика «сыворотки гениальности», каковая, конечно, делается на вытяжке из мозгов гениев), и структура его настолько минималистична и функциональна, что тянет уже не на сюжет, но на модель сюжета, виртуозно сконструированную, работящую модель. Единственное индивидуальное и живое, что способно в «романе» вызвать прилив теплой иронии, — трогательная привязанность автора к своему герою-талисману. Да, Акунин и здесь не обошелся без представителя клана Фандориных, более того, очередной «Фондорин» сразу спроектирован в практически бессмертной версии — и герр юзер-писатель, при желании, может играться в этого персонажа еще на бесконечном количестве уровней.

Самоирония автора, видимо, заключается в том, что при всех выдающихся ТТХ героя он выступает в тексте в качестве невольного погубителя окружающего мира, а потом и жертвы собственных успехов. И видимо, да, Акунин сам сознает, что сверхуспех создания в какой-то степени прикончил создателя, низведя его на роль серийного программиста все новых и новых версий одного и того же «квеста».