Бум откладывается

Спецвыпуск
Москва, 17.11.2008
«Эксперт» №45 (634)
Ускорение роста взносов по корпоративному личному страхованию сменится стагнацией рынка в 2009 году. Расширение налоговых льгот и реформирование системы ОМС будут способствовать опережающему развитию этого рынка при выходе экономики из кризиса

Тенденцией 2007 года и особенно первого полугодия 2008-го стало активное расширение и усложнение социальных пакетов на российских предприятиях, значительное увеличение доли предприятий, включающих в свои соцпакеты различные страховые программы. Достаточно стабильная экономическая ситуация в стране постепенно привела к дефициту грамотных, квалифицированных и опытных кадров на рынке труда. Основным фактором мотивации и удержания сотрудников на предприятиях стало наличие широкого социального пакета, включающего как добровольное медицинское страхование, так и страхование от несчастных случаев и болезней, а в некоторых случаях и накопительное страхование жизни или дополнительное пенсионное обеспечение.

Темпы прироста взносов по ДМС в первом полугодии 2008 года достигли 23,4%, что значительно превысило среднерыночные показатели (17,6% без учета ОМС). Темпы прироста взносов по страхованию от несчастных случаев и болезней (в которых также учитывается страхование жизни заемщиков) были равны 33,8%. Темпы прироста взносов по ОМС в первом полугодии 2008 года несколько снизились, но тоже были очень высоки — 35,3%.

В первом полугодии 2008 года уровень концентрации рынка ДМС несколько снизился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в основном за счет долей крупных кэптивных страховщиков (доля 10 крупнейших страховых компаний, работающих в системе ДМС, в первом полугодии 2008 года составляла 55,0%, в первом полугодии 2007 года — 59,3%).

Наметившиеся решения

Традиционными проблемами рынка корпоративного личного страхования считаются дублирование взносов по обязательным и добровольным видам страхования (ОМС и ДМС, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней), дефицит медицинских учреждений и низкое качество системы здравоохранения в целом, а также недостаточные налоговые льготы. За последние полтора года по каждому из перечисленных сдерживающих факторов были отмечены положительные сдвиги.

С лета 2008 года в правительстве заговорили о реформировании систем здравоохранения и ОМС. В рамках реформы планируется создание единого классификатора медицинских услуг, что позволит сделать отрасль более транспарентной. Предполагается также значительное увеличение расходов на здравоохранение, в том числе за счет повышения нормы отчислений в фонд обязательного медицинского страхования (с 3,1% в настоящее время до 5,1% с 2010 года). Однако увеличение финансирования системы ОМС без кардинального изменения ее принципов не решит существующих проблем. Тем не менее никаких предложений по наделению граждан правом выбора между ДМС и ОМС, по внедрению в систему ОМС рыночных механизмов пока высказано не было.

Нехватка лечебно-профилактических учреждений в стране, особенно в регионах, приводит к монополизации рынка медицинских услуг и опережающему росту цен на медицинское обслуживание, снижению качества услуг. Рассказывает Светлана Жукова, директор департамент

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (634) 17 ноября 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Кого спасет «план Путина»

    План оздоровления российской экономики — первый, очень осторожный шаг, который сможет немного смягчить рецессию, в которую входит экономика России

    На улице Правды
    Реклама