Надежность превыше всего

«Эксперт РА» присвоил индивидуальные рейтинги надежности 53 негосударственным пенсионным фондам. Финансовый кризис и новые вызовы рынка заставляют НПФ улучшаться и радикально повышать надежность системы

Система негосударственного пенсионного обеспечения за последние несколько лет из явления корпоративного уровня превратилась в масштабный и социально значимый элемент экономики. По состоянию на 1 июля 2008 года объем пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ вплотную приблизился к 500 млрд рублей (данные «Эксперт РА»), а число участников по добровольному пенсионному обеспечению составило 6,75 млн человек. Накопительную часть пенсии в НПФ перевели 3,6 млн человек. При этом еще в 2005 году количество вкладчиков в системе НПО не превышало 6 млн, накопительную часть в НПФ перевело всего 600 тыс. человек, а общий объем пенсионных средств под управлением негосударственных фондов составлял лишь 300 млрд рублей.

Реформа пенсионной системы, очередной этап которой связан с заменой ЕСН страховыми взносами начиная с 2010 года, только повысит востребованность и значимость НПФ в системе пенсионного обеспечения. Важная особенность обновленной системы состоит в том, что максимальная годовая заработная плата, с которой будут отчисляться страховые взносы, по заявлениям чиновников, составит 415 тыс. рублей в год. С зарплаты выше этого уровня страховые взносы взиматься уже не будут. Между тем уже сейчас, по данным Минздравсоцразвития, заработную плату не ниже этого уровня получает 18% занятого населения. В случае если предельный уровень зарплаты не будет пересматриваться, практически все высокооплачиваемые работники — средний класс — не получат адекватного коэффициента замещения заработка пенсией. А значит, их наиболее вероятный путь — в один из негосударственных пенсионных фондов за дополнительной пенсией.

Социальная роль НПФ будет повышаться, поэтому, с одной стороны, фонды должны быть готовы брать на себя возрастающую ответственность, а с другой стороны, быть привлекательными для населения, то есть — надежными.

Негосударственные, но надежные

Вообще, на отечественном финансовом рынке НПФ — одни из наиболее надежных институтов. Сказывается их «корпоративность». Будучи созданными крупными компаниями для обслуживания в первую очередь своих социальных обязательств, фонды придерживаются консервативной стратегии управления средствами и при этом располагают возможностью поддержки со стороны материнских структур. Как отмечает руководитель центра PR и рекламы НПФ электроэнергетики Оксана Астановская, «даже в периоды кризисов фонды имеют возможность исполнять свои текущие обязательства перед клиентами, поскольку доля текущих обязательств НПФ несоизмеримо мала по сравнению с общими объемами пенсионных средств. Кризис 1998 года наглядно продемонстрировал устойчивость системы негосударственного обеспечения: не было зарегистрировано ни одного факта банкротства НПФ».

В этом контексте результаты, которые мы получили в ходе присвоения рейтингов фондам — членам Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ, подробнее см. «О рейтинге»), были вполне ожидаемыми: основная масса фондов оказалась в группе надежности с уровнем «выше среднего». Причем в присвоенных оценках уже учтен «фактор кризиса» — в виде повышенной ценности поддержки собственников и стабильности клиентской базы.

Под средним уровнем надежности обычно понимается рейтинг В+ (достаточный уровень надежности). В то же время средний рейтинг по выборке участников проекта оказался на более высоком уровне — В++. Результат получился смещенным в положительную сторону благодаря тому, что нижний эшелон фондов пока не принял участия в рейтинговании. По мере расширения аудитории проекта распределение результатов окажется ближе к нормальному — с минимальными рейтингами в классе С и модой на уровне В+.

Несмотря на все достижения отрасли, в сфере негосударственного пенсионного обеспечения существует ряд системных проблем, обострившихся в ходе кризиса и угрожающих развитию рынка. Прежде всего обнаружилась ранее скрытая проблема в отношениях между НПФ и УК в области гарантий доходности. На растущем рынке у УК не возникало сложностей с обеспечением положительного результата управления. Но по итогам 2008 года многие УК столкнутся с отрицательным результатом по управлению пенсионными средствами. Отрицательная доходность может, в свою очередь, привести к возникновению у партнерских НПФ актуарного дефицита, что является нарушением закона в части обеспечения сохранности и доходности средств, полученных фондами, и влечет за собой отзыв лицензии. «Техническое» решение проблемы рынком выработано: НПФ может пролонгировать договор с УК, избежав необходимости фиксировать убыток. Однако вопрос системного решения проблемы гарантированной доходности пока остается открытым.

Не менее остро на волне кризиса встал вопрос доверия к рынку со стороны населения. Исполнительный директор НПФ «Северная казна» Галина Пигалева подсчитала, что «из ожидаемых клиентов приходит только 20 процентов». Реакция населения прогнозируема, хотя и не вполне рациональна. Сейчас НПФ, не имея возможности «сидеть в деньгах», покупают сильно подешевевшие активы, причем делают это надолго. Можно утверждать практически наверняка, что на длинном временном горизонте (а других в пенсионных схемах практически не бывает) клиенты, пришедшие в систему НПО во время кризиса, окажутся в плюсе.

По пути улучшений

Проблемы рынка пенсионного обеспечения серьезны, но решаемы. Кризис должен стать катализатором и ускорить процесс оздоровления как за счет действий госорганов и регулятора рынка, так и за счет усилий самих фондов и их профессиональных объединений.

Инфраструктура рынка также должна измениться. Очевидно, длинные средства пенсионных фондов должны активнее размещаться в строительных и инфраструктурных проектах через покупку паев ЗПИФов и инфраструктурных облигаций.

Большое значение для развития рынка имеет поощрение деятельности профессиональных объединений пенсионных фондов. Они помогут стандартизировать работу НПФ, повысить прозрачность рынка, ввести отраслевые стандарты. В перспективе профобъединения могут взять на себя часть надзорно-контрольных функций.

Пока на рынке есть лишь одно крупное объединение — НП НАПФ — и несколько мелких региональных структур. Причем, как отмечает Галина Пигалева из «Северной казны», «региональные ассоциации могли бы вступить в НАПФ в статусе коллективных членов», повысив авторитет организации.

Мощнейший импульс всему рынку пенсионного обеспечения способна придать программа государственного софинансирования. Правда, без сопутствующей программы популяризации и продвижения этой системы проект будет обречен. По словам вице-президента НПФ «Газфонд» Дмитрия Коншина, «при должной информационной поддержке государства в течение первых лет 10–15 процентов работающего населения могут выбрать эту систему». Иными словами, при том, что сейчас через НПФ в систему обязательного пенсионного страхования вовлечено около 10%, за счет софинансирования эти цифры могут возрасти примерно в 2–2,5 раза.

Кроме того, должна быть пересмотрена система взаимоотношений между НПФ и УК, в частности принципы выбора УК и стратегии размещения средств, переданных в доверительное управление. Если раньше основным фактором, определяющим взаимоотношения между НПФ и УК, была доходность от размещения средств за предыдущий период, то в эпоху кризиса НПФ должны обращать внимание прежде всего на надежность управляющего и его долгосрочную способность приносить доход. Целесообразно законодательно закрепить отраслевые стандарты качества систем риск-менеджмента УК, работающих с пенсионными деньгами, а также требования к независимой оценке надежности.