Триумфальное возвращение Веселого Роджера

Политика
Москва, 10.11.2008
«Эксперт» №45 (634)
На наших глазах на территории «потерпевшего крушение» государства Сомали возникает настоящая пиратская республика. Это может привести к разрушению всей системы контейнерного флота, основы мировой торговли

В последнее время сводки новостных агентств напоминают страницы из романа «Остров сокровищ». Пираты, орудующие у берегов восточноафриканской страны Сомали, почти каждый день нападают на проходящие вдоль ее берегов корабли. Только на прошлой неделе они обстреляли из гранатометов российское судно «Капитан Маслов», которому, к счастью, удалось уйти, захватили китайское судно «Тяньюй-6», турецкий торговый корабль «Карагель», филиппинский танкер Stolt Strength, датский сухогруз CEC Future. Российский сторожевой корабль «Неустрашимый» и британский фрегат «Кемберленд» отбили атаку на датское судно «Пауэрфулл». А в конце сентября сомалийцы умудрились захватить корабль «Фаина» с танками Т-72, зенитно-ракетными комплексами и «Градами» (экипаж в составе 21 человека до сих пор находится в плену).

Сомалийские пираты, воодушевленные безнаказанностью и миллионными выкупами, которые выплачивают им владельцы за освобождение судов, с каждой неделей становятся все наглее, а численность и техническая оснащенность их шаек быстро прогрессируют. Пользуясь местоположением Сомали рядом с одним из самых напряженных морских торговых путей, ее обнищавшие и отчаявшиеся жители рассматривают пиратство как единственный источник дохода и сумели сделать из пиратского промысла практически государственный бизнес (о том, что происходит в Сомали, «Эксперт» писал в № 17 за 2008 год). По данным международного морского бюро, за первые девять месяцев текущего года произошло 199 случаев нападения пиратов на суда, из них в 63 приходится на Сомали. За это время сомалийские пираты захватили 26 судов и 537 членов экипажей. На начало ноября в плену у них находилось 9 судов и 182 члена экипажей.

Прямо сейчас прибрежные районы восточного Сомали превращаются в своего рода пиратскую республику, наподобие тех, что существовали в прошлые века на островах Карибского моря или Барбарийском берегу Северной Африки. Проблема настолько сложна и многогранна, что пока все попытки мирового сообщества справиться с ней не приносят заметного результата.

Африканский Рог в бок мирового судоходства

Современных моряков пиратами не удивишь: корсары не канули в Лету и продолжают в наши дни бороздить моря и океаны (см. «Будни пирата»). Однако до последнего времени они были явлением эпизодическим, не оказывающим глобального воздействия на мировую морскую торговлю. На повышении активности пиратов мгновенно отразилась общая дестабилизация экономической и политической ситуации. И уж совершенно необыкновенных для нашего времени масштабов пиратский промысел достиг у берегов Сомали и теперь реально угрожает сложившейся системе мировых торговых перевозок.

Главный редактор морского бюллетеня «Совфрахт» Михаил Войтенко, хорошо знакомый с темой благодаря контактам в судоходном сообществе, так прокомментировал ситуацию «Эксперту»: «Сомалийские пираты раздвигали рамки возможного и невозможного постепенно. Сначала нападения были редки, они атаковали суда тихоходные, с малой осадкой, с невысоким бортом, преимущественно в темное вр

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (634) 17 ноября 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Кого спасет «план Путина»

    План оздоровления российской экономики — первый, очень осторожный шаг, который сможет немного смягчить рецессию, в которую входит экономика России

    На улице Правды
    Реклама