Анализируй это

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
24 ноября 2008, 00:00

В условиях кризиса участники IT-рынка говорят о росте спроса на информационные продукты класса «бизнес-аналитика». Они позволяют руководству предприятия более оперативно отслеживать данные о состоянии компании и быстро принимать правильные решения

Информационные системы в компаниях перестают просто собирать информацию. Новый виток эволюции — устройства, которые не только аккумулируют данные, но и анализируют их. В мире решения такого типа получили название «бизнес-аналитика» (Business Intelligence, BI). Сейчас BI-платформы приобретают все большую популярность. По данным исследовательской компании Gartner, по итогам прошлого года общий объем мирового рынка BI-систем превысил 5,1 млрд долларов, что на 13% больше, чем годом ранее.

В России, по самым скромным подсчетам, объем систем бизнес-аналитики сегодня составляет более 100 млн долларов. И этот рынок будет ежегодно расти на 30%. «В последнее время в России интерес заказчиков к BI-системам значительно повысился, — констатирует Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании “ФОРС — Центр разработки”. — Об этом свидетельствуют и увеличение числа проектов, и рост их масштабов, и усложнение ставящихся в ходе внедрения задач. На наш взгляд, этот сегмент растет более быстрыми темпами, чем IT-рынок в России в целом».

Чтобы принять решение

В чем привлекательность систем бизнес-аналитики и почему их популярность так стремительно растет? «Мы стоим на пороге взрывного спроса на внедрение систем бизнес-аналитики, и причина тому — усиление конкуренции во многих областях экономики, когда компании вынуждены задумываться об эффективности своего бизнеса и о быстроте принятия решений, в том числе в условиях развивающегося кризиса», — говорит Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании «АйТи», специализирующейся в том числе на внедрении BI-платформ.

До сих пор информационные системы были в основном заточены на то, чтобы собирать и хранить информацию. Но если компьютер может сам информацию еще и анализировать, это дает предприятию солидное преимущество. «Представьте, что у той или иной крупной компании существуют миллионы видов записей и данных о персонале, работе с клиентами, поставках продукции, затратах на сырье, — отмечает Дмитрий Романов. — На то, чтобы все это проанализировать и понять, скажем, рационально ли мы тратим средства на сырье или на зарплату персонала, у целого аналитического отдела порой уходили недели, а то и месяцы. Современные же системы бизнес-аналитики позволяют обрабатывать огромное количество информации буквально за полдня. Скажем, с вечера руководитель компании составляет запрос насчет финансовых отношений с потребителями, а к утру у него на рабочем столе уже лежат обработанные данные о востребованности той или иной продукции. И руководитель буквально за день может гибко принять решение о расширении или сворачивании определенного вида производственной деятельности».

Очень важно, что системы бизнес-аналитики помогают структурировать огромные объемы накопленной в компании информации. «Для большинства заказчиков период первичной автоматизации уже позади, — говорит Николай Зезюлинский из “ФОРС — Центр разработки”. — Мы часто сталкиваемся со случаями, когда в компаниях существует ИТ-инфраструктура, используются разнородные источники данных, однако они не интегрированы между собой. Кроме того, эти данные не очищены и не структурированы, они централизованно нигде не хранятся, соответственно, на их основе не может быть проведена полноценная аналитическая работа. Такая задача может быть решена только инструментами класса BI».

Участники рынка говорят, что на сегодняшний день системы Business Intelligencе развиваются в нескольких основных направлениях. Так, существует оперативная отчетность (основные подразделения компании задают параметры для получения к нужному сроку анализа определенного вида информации: например, затраты на сырье, на персонал). Также очень востребована система постоянного мониторинга основных показателей компании, когда руководитель каждый день видит ключевые данные своей фирмы: продажи, оборот, прибыль и так далее.

Широко используется в современных BI-системах и обработка огромных массивов данных по конкретным направлениям. В частности, система может оперативно следить за тем, как продукт А продается в регионе Б, или, скажем, быстро анализировать, кто из конкретных продавцов продукции лучше всего ведет свою деятельность. «Словом, системы бизнес-аналитики могут очень оперативно предоставлять руководству жизненно важные данные о компании, — резюмирует Дмитрий Романов. — На графике программы будут наглядно видны, например, данные о персонале — вдруг в какой-то момент выяснится, что текучесть кадров превышает 50 процентов, в связи с чем нужно принимать срочные меры. Или, скажем, может резко измениться ситуация в отношениях с заказчиками, и на это также нужно быстро отреагировать».

«BI-система в условиях кризиса, это главный инструмент генерального директора и совета директоров для принятия важных решений о развитии компании»

Кризис стимулирует развитие

Рост спроса на системы бизнес-аналитики активизировал деятельность производителей данной продукции. Последний год ознаменовался серией крупных покупок в этой сфере. Ряд IT-гигантов буквально подмяли под себя известные BI-компании. Так, в конце прошлого года международный гигант Oracle приобрел фирму Hyperion, компания Business Objects была поглощена SAP, а IBM купила другого известного производителя BI-программ — компанию Cognos. В свете подобных приобретений ожидается, что лидером по предложению BI-решений в текущем году станет SAP (по итогам прошлого года поглощенная SAP компания Business Objects занимала первое место в мире по объемам реализации, см. график 1).

Все упомянутые производители активно развивают свой бизнес в России и имеют авторизованных партнеров, которые внедряют BI-системы в самые разные организации. Впрочем, в некоторых областях конкуренцию мировым производителями составляют и российские компании.

По данным представителей «ФОРС — Центр разработки», в стране насчитывается около 20 российских производителей финансово-аналитических систем, среди которых такие компании, как ИНЭК, «Ланит», «Прогноз». В ближайшее время количество российских игроков будет еще расти. В частности, ожидается, что скоро о собственном BI-продукте объявит крупный российский производитель программных решений — компания «1С».

 pic_text1 Фото: Photononstop/East News
Фото: Photononstop/East News

Кто в России наиболее активно внедряет BI-продукты? По заявлениям интеграторов BI-решений, в последнее время системами бизнес-аналитики обзаводятся компании из самых разных отраслей экономики: сырьевого сектора, банковской сферы, розницы, телекоммуникационной отрасли, страхования и так далее. Особенно актуальны BI-системы в условиях финансового кризиса. «Кризис заставляет принимать быстрые решения. А управленцы не могут принимать правильные решения, если не имеют доступа к оперативной аналитической информации о состоянии своей компании. Поэтому сейчас мы видим особый рост спроса на BI-системы в России», — отметил на недавнем международном форуме Business Intelligence 2008 Кирилл Лядов, независимый эксперт, бывший вице-президент Альфа-банка.

Почти вдвое сократить просрочки по задолженностям со стороны клиентов позволило внедрение систем бизнес-аналитики в банке «Русский стандарт». «В системе нашего банка насчитывается 25 миллионов записей о деятельности клиентов, и вручную такое количество информации уже сейчас анализировать просто невозможно, — говорит Евгений Туткевич, заместитель председателя правления банка “Русский стандарт”. — Поэтому мы внедрили систему на основе платформы SAS, которая сама анализирует поведение клиентов банка: вовремя ли они возвращают кредиты, сколько тратят в месяц и так далее. В зависимости от этого мы теперь дифференцированно предлагаем кредиты нашим пользователям. Внедрение системы BI очень положительно сказалось на деятельности банка. Если средняя просрочка по задолженности клиентов на кредитных картах достигала 15 процентов, то за полгода действия BI-системы мы снизили этот показатель до восьми процентов, в ближайшее время будем снижать его и дальше».

О положительном опыте применения BI-решений рассказали на международном форуме представители компании «Л’Этуаль», крупнейшего российского розничного торговца парфюмерными товарами, недавно внедрившие системы бизнес-аналитики на основе платформы Microsoft OLAP. «Наша торговая сеть сейчас нагружена огромным объемом информации, — говорит Николай Зайцев, IT-директор “Л’Этуаль”. — У нас работают две тысячи кассиров, пробивается 200 тысяч чеков в день, в ассортименте насчитывается более 65 тысяч наименований товаров. Внедрение систем электронной обработки информации позволило не только оперативно анализировать, какой товар и где пользуется наибольшей популярностью, получать оперативные отчеты о финансовом состоянии компании, но и бороться с весьма ощутимым злом: мошенничеством».

В основном недобросовестное поведение сотрудников «Л’Этуаль» было связано с неправомерным предоставлением скидки: покупатель, например, приобретал товар, но кассир, пользуясь своей дисконтной карточкой, оформлял покупку со скидкой, а разницу в цене клал себе в карман. Новая BI-система сейчас оперативно анализирует размер предоставления скидок на каждой кассе и у каждого кассира, и, если у кого-то вдруг подскакивают продажи по дисконтным картам, служба безопасности тут же обращает на это внимание. По словам Николая Зайцева, мошенничество сотрудников наносило ущерб в несколько миллионов евро в год, и именно системы бизнес-аналитики позволили искоренить это явление.

«BI-система нужна нам как воздух. Сейчас, особенно в условиях кризиса, это главный инструмент генерального директора и совета директоров для принятия важных решений о развитии компании», — говорит Александр Опариенко, IT-директор холдинга «Атлант-М», специализирующегося на продаже автомобилей. Сегодня «Атлант-М» — довольно сложная структура, состоящая из 30 дилерских центров, расположенных в России, на Украине и в Белоруссии, и, по словам Александра Опариенко, BI-система, созданная на основе решений SAP, позволяет очень оперативно анализировать отчетность по данным всех подразделений холдинга. «Новая система кардинально ускорила получение важной оперативной отчетности, — подчеркивает он. — Восемьдесят страниц с анализом деятельности всех подразделений компании, с данными о выручке, валовом доходе, валовом расходе и других ключевых показателях делаются и обновляются системой буквально за три минуты. Благодаря этому руководство может быстро войти в курс дела, понять реальную ситуацию в компании. Анализ упрощается, в частности, за счет удобных графиков». Использование различной графической информации выглядит очень эффектно и действительно придает наглядности: появление красного сектора сразу говорит о тревожной ситуации и невыполнении, допустим, плана продаж. А доминирование на графиках зеленого цвета, наоборот, свидетельствует о том, что все в компании идет по плану.