Челноки возвращаются

Русский бизнес
Москва, 01.12.2008
«Эксперт» №47 (636)
Отечественные торговцы одеждой должны срочно осваивать новые ценовые ниши и пересматривать отношения с управляющими торговых центров. Иначе в кризис не выжить

Российские торговцы одеждой близки к панике: «Люди не покупают вещи! Даже на суперсейлах! Мы все поставили на распродажи, хотя и не время, но это не помогает!»

Самая острая ситуация складывается в регионах, где банковский кризис и массовые увольнения на градообразующих предприятиях привели к резкому падению спроса. В Москве и крупных городах ситуация получше — объем реализации у многих торговцев пока держится на прежнем уровне. Однако прироста, к которому они привыкли за последние годы, нет.

За последние два месяца обороты многих торговцев одеждой в России сократились на 15%, а издержки выросли вдвое. Несетевые магазины массово закрываются — у них нет денег на покупку следующей коллекции одежды. Пострадали и дистрибуторы импортных марок, не имеющие своей розницы, — те, кто работал по заказам региональных байеров.

Но лихорадит и сетевые компании. Принадлежащие им франчайзинговые магазины возвращают уже оплаченные коллекции. Сегодня все они ведут переговоры об отсрочке платежей. Появились первые банкроты — например, известная сеть одежды Banana Mama, одежные гипермаркеты в регионах.

В следующем году, по самым оптимистичным прогнозам, торговцев одеждой в России будет вдвое меньше.

Эмоциональный рынок

Парадокс: один из наиболее емких потребительских рынков — одежный (объем — свыше 25 млрд долларов, а ежегодная динамика — около 15 процентов) первым просел под давлением кризиса. Инфраструктура торговли одеждой в последние годы развивалась в России очень бурно. И хотя вещевые рынки с дешевым азиатским импортом — по-прежнему главный канал сбыта одежды в России, в крупных городах уже господствует сетевая торговля. Дорогой сегмент одежной розницы представлен высокими европейскими марками, средний — менее престижными марками из Западной и Восточной Европы и некоторыми российскими, массовый сегмент — это азиатские, белорусские и российские производители.

Сегодня самый распространенный формат — супермаркеты с площадью свыше ста квадратных метров и ассортиментом total look (полный ассортимент от белья до верхней одежды для мужчин и женщин). Это типовые магазины, легко тиражируемые по франчайзингу. Данный формат в Россию принесли Zara, Mango, C&A, TopShop, Next и проч. На Западе эти компании работают в массовом сегменте рынка, однако у нас они сформировали средний сегмент (50–400 долларов за изделие). А вот массовый сегмент сетевой розницы (до 70 долларов за изделие) составили российские компании — Savage, O’Stin, Kira Plastinina, Glance, Finn Flare, So French, «Глория Джинс». В отличие от «середняков», чаще всего имеющих свое производство, эти марки отшиваются в ЮВА. Исключение составляет, пожалуй, только «Глория Джинс» со своими 12 фабриками в Ростовской области. Остальные в лучшем случае производят в России отдельные линии, например одежду костюмной группы или простой трикотаж.

Сетевая торговля одеждой росла в России быстро — на 20–25% в год. В последние годы по количеству торговых метров на душу населения мы стремительно приближались к показателям запад

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (636) 1 декабря 2008
    Экономический кризис в регионах
    Содержание:
    Катастрофа откладывается

    Обзор экономической ситуации в регионах показывает, что России до действительно тяжелой депрессии еще далеко, а скорее всего, ее и не будет. После серьезного спада в 10–15% годовых и не очень продолжительного периода стагнации в регионах начнут быстро развиваться центры новых структурных сдвигов

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Рейтинг
    Реклама