Классовый друг

Культура
Москва, 01.12.2008
«Эксперт» №47 (636)
Триумфатор Каннского фестиваля-2008 Лоран Канте поговорил с «Экспертом» о школьном образовании, переоцененной культуре, «Золотой пальмовой ветви» и новой роли кинематографа в меняющемся мире

«Класс» Лорана Канте, выходящий на днях в российский прокат, стал на родине настоящим феноменом — и не только потому, что этот фильм принес Франции первую «Золотую пальмовую ветвь» за двадцать лет, а потом сделался сенсацией проката, собирая аншлаги на пятистах копиях (невиданный тираж для разговорного фильма без единой звезды).

История, картины, конечно, сенсационна. Скромный режиссер — отнюдь не из фаворитов публики или критики — экранизировал документальную книгу, написанную учителем французского языка и литературы Франсуа Бегодо об одном учебном годе в одной парижской школе. На главную роль взял самого Франсуа, на роли его учеников — точно таких же, как описанные в книге, детей иммигрантов из Азии и Африки. Превратил съемочную площадку в открытое ателье. Неожиданно для себя попал в каннский конкурс; картину туда включили внепланово, в последний момент, и показывали в день накануне закрытия. А потом жюри во главе с Шоном Пенном отдало ему главный приз, вызвав на сцену не только Бегодо и Канте, но и шумную ораву школьников в несуразных вечерних туалетах. Жюри голосовало единогласно, и, как говорили в кулуарах, из-за этого без гарантированной награды остался Клинт Иствуд — который действительно срочно приехал к закрытию фестиваля из США в Канны, но на церемонию за своим утешительно-почетным призом почему-то не явился.

Так вот: «Класс» стал событием не только из-за этой живописной «истории успеха». Этот ненавязчивый и скромный фильм вдруг поднял (и — в той мере, что вообще возможна для кинематографа, — практически решил) за пару часов экранного времени ключевую проблему современного искусства, да и политики. Проблему коммуникации «человека культуры» с дикарями, взрослых — с молодыми, коренных европейцев — с пришельцами, кинематографа — со зрителем. Об этом и о многом другом с Лораном Канте побеседовал обозреватель «Эксперта».

— Насколько неожиданным был для вас успех «Класса» сначала в Каннах, а потом еще и в прокате?

— Это стало огромным сюрпризом. Наш фильм все-таки делался как экспериментальный. У нас не было известных актеров, сценарий был специфическим… скажем так, открытым для любых модификаций по ходу съемок. Нам казалось, что такое кино мало соответствует привычным представлениям о Каннском фестивале. Но со временем мы стали получать один намек за другим: мол, фильм удался. Перед официальным сеансом в Каннах был показ на кинорынке. Там, до всяких наград, «Класс» купили представители сорока стран. Уже тогда мы получили ответ на один из вопросов, мучивших нас: подлежит ли такое кино экспорту или оно останется интересным одним французам?

Официальный показ произвел на меня колоссальное впечатление. Гигантский зал, подъем по ступеням, накрытым красной ковровой дорожкой… я увидел фильм так, как не видел его никогда. Зал вибрировал, смеялся, пугался. Тут я впервые и понял, что энергия картины заводит публику, трогает ее. Но «Золотой пальмовой ветви» мы все равно не ждали. Нас спросили накануне церемонии закрытия: «Можно попросить детей задержать

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (636) 1 декабря 2008
    Экономический кризис в регионах
    Содержание:
    Катастрофа откладывается

    Обзор экономической ситуации в регионах показывает, что России до действительно тяжелой депрессии еще далеко, а скорее всего, ее и не будет. После серьезного спада в 10–15% годовых и не очень продолжительного периода стагнации в регионах начнут быстро развиваться центры новых структурных сдвигов

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Рейтинг
    Реклама