Кризисоустойчивый дженерик

Международный бизнес
Москва, 08.12.2008
«Эксперт» №48 (637)
Производители дешевых лекарств надеются использовать глобальный экономический кризис для расширения своего бизнеса. На их стороне рыночная конъюнктура, общественное мнение и политическая воля в большинстве стран мира

За последние полгода индекс SGI Global Generics, который учитывает динамику курса акций компаний, производящих дженерики (непатентованные лекарства), снизился на 4%. В другое время это свидетельствовало бы о проблемах в индустрии, но сегодня говорит об оптимизме инвесторов. Ведь за тот же период SGI Global Health, отражающий ситуацию в отрасли здравоохранения в целом, упал более чем на 40%.

Сами компании настроены крайне позитивно. Все опрошенные корреспондентом «Эксперта» производители дженериков либо расширяют производство, либо удерживают текущие позиции. Об увольнениях персонала или сокращении выпуска нет и речи. На азиатском конгрессе Asia Generics-2008, прошедшем в Сингапуре в середине ноября, о нынешнем кризисе вообще говорили очень немного, производителей дженериков больше волнуют другие проблемы.

«Мы работаем на такой низкой марже, что кризис мало что меняет в нашей деятельности», — заметил «Эксперту» директор индийской компании Ranbaxy Харвиндер Попли. Производители дженериков делают бизнес на объемах, которые в ближайшие годы могут значительно увеличиться. Сокращение расходов на здравоохранение становится одной из главных задач властей крупнейших развитых стран мира, и производители дешевых лекарств готовы предоставить свои варианты решения этой задачи.

«Мы возьмем ту долю рынка, которую нам позволят», — утверждает вице-президент исландского производителя Actavis Томас Рункел. Если в следующем году американский Конгресс примет закон о регулировании производства непатентованных версий биологических лекарств (биодженериков), которые сегодня практически невозможно продавать в развитых странах, то потенциальные доходы индустрии могут резко возрасти.

У каждого своя труба

Сегодня индустрия производителей дженериков крайне неоднородна — на долю десяти крупнейших компаний приходится не более четверти мирового предложения. Рынок сильно раздроблен и локализован, лишь считанные крупные игроки могут похвастаться присутствием в нескольких регионах мира.

Под дженериками обычно подразумевают лекарства с истекшим сроком действия патента (в стандартном случае это десять лет), после чего препарат может производить любая компания, которая в состоянии доказать идентичность своей копии исходнику в соответствующем регулирующем органе.

Каждый год защиту теряют десятки лекарств с ежегодным объемом продаж в миллиарды долларов США (см. таблицу). Задача производителя дженерика — успеть выпустить свое лекарство в первые месяцы после окончания действия патента, когда падение цены составляет от 10 до 15% от стоимости оригинала. Уже через год, когда производство осваивает несколько компаний, цена падает на 80–90%.

Средняя компания по производству дженериков обладает «лекарственной трубой» (на жаргоне — pipeline), которая состоит из 40–50 основных, наиболее распространенных наименований, а также нескольких относительно эксклюзивных разработок. «Без базисного набора достаточно трудно работать с крупными розничными сетями. Им проще заказывать сразу много наименований у

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (637) 8 декабря 2008
    Теракты в Индии
    Содержание:
    Не успели помирить

    Дерзкие теракты в Мумбаи накалили отношения между давними врагами — Индией и Пакистаном. Удастся ли избежать вооруженного конфликта, теперь зависит от способности индийских властей удержать под контролем внутриполитическую ситуацию

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама