Мафия победила

Культура
Москва, 15.12.2008
«Эксперт» №49 (638)
На вручении призов Европейской киноакадемии в Копенгагене лучшим было признано итальянское кино на смертельно опасные темы

«Я боюсь этих ребят; их так много, и у каждого приз!» — глумился над главными лауреатами «еврооскара» ведущий церемонии, популярный датский шоумен Микаел Симсон Бертельсен. Итальянцы смущенно молчали. На сцене их действительно было немало: режиссер Маттео Гарроне, оператор Марко Онорато, продюсер Доменико Прокаччи, актер Тони Сервилло и четверо сценаристов. Не хватало лишь одного соавтора «Гоморры», признанной лучшей европейской картиной года: Роберто Савиано, 29-летнего журналиста и писателя, чья одноименная книга стала международным бестселлером. Савиано на люди показывается редко — он живет под охраной спецслужб и подумывает об эмиграции из Италии, поскольку боссы неаполитанского оргпреступного конгломерата, каморры (и книга, и фильм — о ней), поклялись его убить еще до наступления Рождества. То есть на днях.

«Гоморра» — вторая европейская киносенсация сезона. Первая, «Класс» француза Лорана Канте, уже получила свое (а именно «Золотую пальмовую ветвь») в Канне и стала хитом национального проката. Киноакадемия обошлась с Канте сдержаннее — он получил лишь две номинации и ни одной статуэтки. Зато «Гоморра» Маттео Гарроне, уступившая «Классу» в Канне (ей достался Гран-при, то есть второе место) и точно так же собравшая гигантскую кассу на родине, добирает свое сейчас. В следующий раз две картины могут схлестнуться на «Оскарах», на соискание которых их выдвинули, соответственно, Франция и Италия. Противостояние фильмов, каждый из которых по-своему замечателен, отнюдь не надумано. С одной стороны, Гарроне и Канте отдали должное новейшей моде на строгий реализм — к тому же каждая из картин поставлена по документальному роману («Класс» — по книге учителя Франсуа Бегодо «Между стен», «Гоморра» — по исследованию Савиано). С другой, там, где Канте предлагает позитивную, хоть и лишенную прекраснодушия программу объединения поколений и социальных слоев при помощи культуры, Гарроне дает беспощадно-трезвую панораму механизмов власти, разрушающих и уничтожающих то человеческое, что еще осталось в людях XXI века. Недаром среди своих учителей Савиано называл Пазолини-публициста и Варлама Шаламова, а Гарроне вспоминал о традициях итальянского политического кино 1970-х.

«Гоморра» — исключительно жесткое и современное кино, в котором нет героя; в книге такой герой есть, и это — сам автор, уверовавший в силу печатного слова как средства борьбы с преступностью и коррупцией. Как показывают события, Савиано был прав. Мафия угрожает расправой именно ему, а не Гарроне, и это тоже не случайно. Там, где Савиано дает факты, явки и пароли (впрочем, книга на редкость увлекательна и без них), режиссер идет на обобщения. Из сотни мини-сюжетов, упомянутых в книге, в фильм попало пять. Первый — о двух великовозрастных оболтусах, случайно нашедших оружейный склад каморры и павших жертвами идиотского желания «поиграть в бандитов». Второй — о тринадцатилетнем подмастерье каморристов, идущем на предательство ради того, чтобы быть принятым в клан. Третья — о портном, специализирующе

Новости партнеров

«Эксперт»
№49 (638) 15 декабря 2008
Инновационный конвент
Содержание:
Не гасите генерацию

Молодежный инновационный конвент показал российскому обществу серию блестящих технологических разработок, часть из которых уже успешно коммерциализована. Новое поколение технократов готово к новым вызовам, и государству следует им помочь

На улице Правды
Реклама