— Ваш банк получил значительную поддержку государства. Пошли ли эти деньги на кредитование среднего бизнеса, если да — в каких объемах?
— Та ликвидность, которую предоставляет государство, напрямую используется для целей кредитования. У нас объемы финансирования среднего бизнеса не снизились. За октябрь-ноябрь мы выдали кредитов более чем на 20 миллиардов рублей. Эта цифра сопоставима с прежними объемами кредитования. В декабре мы рассчитываем выдать до 15 миллиардов. У нас очень жесткая задача по финансированию экономики. Интенсивность этого процесса даже увеличилась с учетом роста скорости обработки данных клиента. Хотя, конечно, мы повысили требования по рискам.
— А по срокам?
— Одним из неприятных последствий кризиса является то, что сократились возможности по срокам финансирования. В докризисный период банки достаточно уверенно работали в диапазоне три-пять лет, а ВТБ, например, утвердил программу по долгосрочному финансированию среднего бизнеса до семи лет. Но, к сожалению, та ликвидность, что подается в систему сегодня, имеет ограниченные сроки, отсюда и сокращение времени кредитования в целом. Основные сроки, которые сейчас рассматривают банки для среднего бизнеса, — до года. Наша программа долгосрочного финансирования, ориентированная на перевооружение производства, на введение новых мощностей, начала работать. Мы не можем назвать ее в той степени интенсивной, в какой она задумывалась. Тем не менее проекты, которые мы начали — а это 29 региональных объектов, — мы продолжаем поддерживать. И будем доводить их до логического завершения. Но в перспективе, думаю, 2009 год будет в том числе и годом, когда сроки финансирования сократятся.
— В мае ВТБ представлял ориентиры по кредитованию среднего бизнеса и обещал увеличить объем кредитования в регионах на 80 процентов. Понятно, что сегодня май воспринимается уже как другая эпоха. В какой степени вы все же к этой цели приблизились?
— Мы свои задачи выполнили. Уже к сентябрю объем кредитования в регионах прирос на 70 процентов. Наши темпы роста кредитования в той, прежней ситуации вдвое превышали темпы роста рынка в целом. Первые три квартала программа развивалась в полном соответствии с задуманным. Четвертый квартал — это, конечно, другой контекст, другая экономика, другие отношения. Сейчас первоочередная задача — поддержание бизнеса, создание нормальных финансовых потоков и возможности распределения средств, которые выделяются государством, в реальную экономику. С учетом рисков, естественно.
— А вот злые языки говорят, что до реальной экономики эти средства не доходят.
(Долгая пауза). От нас — доходят.