Дело за инфраструктурой

Международный бизнес
Москва, 22.12.2008
«Эксперт» №50 (639)
Чем полезно вхождение «Газпрома» в проект «Сахалин-2», будет ли Япония участвовать в разработке энергоресурсов Восточной Сибири и почему трудно продавать новые японские машины на Дальнем Востоке, рассказывает генеральный директор московского офиса Mitsubishi Corporation Тэцуаки Омура

— Господин Омура, вы пять лет работаете в Москве. Хотелось бы услышать вашу оценку тех изменений, которые произошли в инвестиционном климате России за эти годы.

— За прошедшие пять лет бизнес-потенциал России вырос значительно. Что касается обстоятельств, сопровождающих инвестиции иностранных компаний, то наблюдаются как прогресс, так и новые сложности. Я бы назвал картину смешанной. С одной стороны, резко вырос инвестиционный потенциал России как рынка, привлекающего все больший интерес японских глобальных компаний.

С другой стороны, мы начинаем сталкиваться с новыми вызовами — возможно, вполне естественными для России, но неожиданными для нас. Я имею в виду периодические изменения в государственном регулировании или правилах игры, касающиеся как иностранных инвесторов, так и обычного торгового бизнеса. Когда мы пытаемся вывести на российский рынок новый продукт, мы сталкиваемся с местными требованиями и стандартами, серьезно отличающимися от стандартов, принятых в Японии. Тем не менее, несмотря на все трудности, бизнес японских предприятий в России, и в частности компании Mitsubishi Corporation, за последние пять лет стремительно расширялся.

— Среди серьезных изменений правил игры на российском рынке для иностранных инвесторов, произошедших в последние два года, можно выделить «перенастройку» режима Соглашений о разделе продукции. В частности, по инициативе российской стороны была изменена структура акционерного капитала Sakhalin Energy, компании-оператора «Сахалин-2», крупнейшего проекта, действующего на условиях СРП, в котором ваша корпорация принимает участие. Как вы оцениваете эту ситуацию?

— Прежде всего хотел бы отметить: Соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», подписанное сторонами в 1994 году, не претерпело до сих пор никаких изменений. Вхождение в проект «Газпрома» в качестве мажоритарного участника означало лишь изменение в составе акционеров, но никоим образом не повлияло на параметры самого СРП, к которому Mitsubishi Corporation присоединилась в 1996 году. Мне представляется вполне естественным, что в ходе разработки такого масштабного проекта, ориентированного на освоение и эксплуатацию месторождений природных ископаемых в течение нескольких десятков лет, со временем может произойти определенное изменение структуры проекта при неизменных базовых параметрах распределения продукции и прибыли между принимающей страной — собственником недр и операторами проекта. В этом нет какой-то сугубо российской специфики — это могло произойти где угодно в мире.

— В какой стадии сейчас находится разработка проекта «Сахалин-2»? Идет ли он в графике, в соответствии с бизнес-планом?

— В настоящий момент осуществляется заключительная стадия строительства. Если все будет нормально, мы ожидаем завершения работ по сооружению всех промышленных объектов в рамках проекта «Сахалин-2» к концу нынешнего либо в начале 2009 года. Затем все объекты будут запущены в тестовом режиме. После этого начнется промышленная эксплуатация объектов, в частности

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (639) 22 декабря 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Реанимация слушает

    Расшифровка кардиограммы пораженной кризисом экономики говорит о том, что первый, самый тяжелый, спекулятивно-финансовый этап потрясений, похоже, близок к концу. Еще одна хорошая новость: есть признаки того, что сильной девальвации рубля в будущем году удастся избежать и ЦБ сможет сосредоточиться на разогреве кредитного рынка

    На улице Правды
    Реклама