Острова и маяки

Культура
Москва, 22.12.2008
«Эксперт» №50 (639)

Что ж тут спорить. Я сам, наверное, раз сто кидался в атаку на двойной стандарт. И впрямь: почему, собственно, мы готовы оценивать наше кино «от уровня плинтуса»? Почему заводим вечную жалостно-самовлюбленную песнь с акынским зачином, «но на общем отечественном фоне…»? Понятно же, что мы давно не в детском саду и даже не в изолированном дисциплинарном санатории — а значит, современный отечественный арт-хаус надо сравнивать с фон Триером и Ван Сентом, а не с продукцией студии им. Довженко, высокобюджетный боевик — хотя бы с рядовым голливудским, а не с кафкианской лентой «Заряженные смертью» девяносто лохматого года. А, к примеру, фильм «Обитаемый остров» — с Верхувеном, Ридли Скоттом и братьями Вачовски, а вовсе не с тем абсолютным нулем, которому равняется российская кинофантастика. И понятно, что в таком сравнении тому самому «Обитаемому острову» достанется на орехи по многим параметрам, а по некоторым он уйдет в глухой, глубокий нокдаун.

И все же именно для «Обитаемого острова» я сделал бы частичное исключение.

Не потому даже, что я давно и нежно люблю книги Стругацких: в конце концов, сами АБС «Обитаемый остров» ставили не слишком высоко. Но потому, что Стругацкие, которых элитарная публика и вчера, и позавчера пренебрежительно числила по ведомству «развлечения для мэнээсов», на глазах вернули и приумножили статус остроактуальных авторов. И, значит, всякое содержательно верное донесение их книг до массовой публики — штука полезная. А фильм «Обитаемый остров» как раз содержательно вполне корректен; наиболее обескураживающие — вроде стилистики подачи любовной линии — его элементы относятся к другим совершенно областям.

Актуальность Стругацких непросто объяснить, но легко определить: у них был дар придумывать истории, очень точные на всех уровнях метафорического прочтения — от памфлетного до притчевого (недаром и диапазон экранизаторов такой: от Бондарчука до Тарковского и Германа). И вот на некоем среднем уровне, социальном, конструкции Стругацких сегодня оказываются наиболее адекватными для описания и понимания происходящего. Для кристаллизации некоторых очень важных выводов.

Про что, например, «Остров» — вполне себе и в литературном оригинале юношеский боевик, в котором земной сопляк-супермен Максим Каммерер на планете Саракш воюет с дьявольским изобретением диктатуры Неизвестных Отцов, системой лучевых башен, подавляющих в мозгах всех аборигенов, кроме горстки «выродков», способность критически мыслить? А помимо всего прочего — про очень простую, но своевременную штуку. Про то, что ни один тип общественно-политического устройства, ни одна экономическая система, консенсус элит, вертикаль власти, принцип выборности — ни одна, словом, схема и форма не гарантирует сама по себе от фашизма, многоликого и гибкого. Единственная вакцина — привычка думать: много, самостоятельно, когда не хочется, когда вроде бы незачем — и так все неплохо, когда неприятно и не до того — так уж все плохо... Собственно, именно эта прививка, а не принятая в счастливом

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (639) 22 декабря 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Реанимация слушает

    Расшифровка кардиограммы пораженной кризисом экономики говорит о том, что первый, самый тяжелый, спекулятивно-финансовый этап потрясений, похоже, близок к концу. Еще одна хорошая новость: есть признаки того, что сильной девальвации рубля в будущем году удастся избежать и ЦБ сможет сосредоточиться на разогреве кредитного рынка

    На улице Правды
    Реклама