О новом протекционизме

Разное
Москва, 22.12.2008
«Эксперт» №50 (639)

Формально говоря, его и нет, и быть не должно: земля, где он мог возрастать, перепахана и торжественно засыпана толстым слоем соли. Лидеры «двадцатки» на недавнем саммите приняли декларацию, в которой заклинают себя, друг друга и весь свет ни в коем разе не прибегать в борьбе с кризисом к этим гадким и постыдным протекционистским мерам.

На самом же деле он и уже есть, и будет нарастать: кризис любого уткнёт в грустную максиму о том, чья рубашка ближе к телу. О закате ВТО пока не говорят, но встречу стран-членов для согласования итогов дохийского раунда переговоров, собрать в этом году уже явно не удаётся. Вместо обещанного «прорыва к либерализации по сельскому хозяйству и моделям доступа на рынки неаграрных продуктов» результатом бесконечных консультаций оказываются только взаимные обвинения стран в алчности. Пока протекционизм стараются не афишировать, но — если кризис затянется — подобных вещей перестанут и стесняться. Когда-нибудь потом, когда кризисный передел рынков начнёт стихать, начнётся возвратное движение, но это именно потом. А пока — каждый будет всё решительнее защищать своих.

В эту тенденцию полностью вписывается решение правительства о повышении сроком на девять месяцев пошлин на подержанные импортные автомобили. Доводы за такое решение ясны: так будет снижено конкурентное давление на отечественные машины — хотя бы на время острой фазы кризиса; так будет поставлен какой-то барьер превращению российских дорог в движущуюся свалку. Скажем честно: в ходе нашей борьбы с кризисом встречались решения, куда хуже обоснованные. Но именно пошлины на старые иномарки — и только они — вдруг вызвали протест. Да какой! В прошлые выходные стоял на ушах весь Владивосток: протестующие перекрывали главную улицу на девять часов. Хотя федеральные телеканалы не дали об этом ни кадра, в следующее воскресенье, 21 декабря, нечто подобное противники пошлин грозят устроить в десятках городов по всей России. Читателю уже известно, в какой мере эти угрозы были воплощены, но важно, что они раздавались достаточно широко — и решительно никто, кроме работников российских автозаводов, критикам пошлин не возражал.

Воля ваша, это несколько странно. C Приморьем-то ничего странного нет: за семнадцать лет два подряд весёлых и авторитетных губернатора при полнейшем попустительстве Москвы довели богатейший регион России до такого состояния, что пошлая перепродажа японских праворульных б/у оказалась чуть не краеобразующей отраслью экономики. Там и вправду нужно сопроводить повышение пошлин серьёзными компенсирующими шагами. Но почему и в иных местах, где авторухлядь не стала единственным кормильцем тысяч семей, требование даже не пытаться более мешать людям покупать старые импортные машины вместо новых отечественных не встречало возражений? Ведь взрослые же люди. Не могут же они не понимать, что для огромной доли продукции, производимой внутри России, есть более качественные, а часто и более дешёвые импортные аналоги. Можно по этому поводу злиться или смеяться, но это так.

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (639) 22 декабря 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Реанимация слушает

    Расшифровка кардиограммы пораженной кризисом экономики говорит о том, что первый, самый тяжелый, спекулятивно-финансовый этап потрясений, похоже, близок к концу. Еще одна хорошая новость: есть признаки того, что сильной девальвации рубля в будущем году удастся избежать и ЦБ сможет сосредоточиться на разогреве кредитного рынка

    На улице Правды
    Реклама