Кризисы и банкротства

29 декабря 2008, 00:00
 pic_text1

Серебряная афера миллиардеров братьев Хант потрясла рынок в 1979–1980 годах. Они провели беспрецедентную спекулятивную игру на повышение. За несколько недель котировки серебра взлетели с 5 до 50 долларов за тройскую унцию, буквально озолотив Хантов. Но радость братьев оказалась недолгой. Роковым изъяном их плана оказалось то, что они оперировали главным образом на рынке производных инструментов и в нужный момент оказались не в состоянии внести дополнительный гарантийный депозит, что вызвало панику. Не сумев наскрести необходимые 100 млн долларов, братья прогорели дотла.

Мексиканский кризис 1994 года разразился вскоре после того, как Мексика первой (она до сих пор остается единственной) из стран Латинской Америки была принята в клуб наиболее развитых государств ОЭСР. Национальная валюта подешевела более чем в два раза, а ВВП сократился на 6%. Кризис оказался полной неожиданностью для всех, но прежде всего для самого правительства Мексики, старательно осуществлявшего реформы по программе МВФ. Причиной экономических неурядиц стали серьезные структурные деформации мексиканской экономики — огромный внешний долг, развитие экспорториентированных простых сборочных производств макиладорас, хронический дефицит платежного баланса, преобладание портфельных инвестиций.

Биржевой крах 1987 года стал одним из самых масштабных падений в истории фондового рынка США. За один день индекс Dow Jones упал на 22,6% — с 2246,73 пункта на закрытии торгов в пятницу 16 октября до 1738,74 пункта в понедельник 19 октября. Несмотря на масштаб падения, ничего похожего на Великую депрессию 30-х годов не произошло. Экономика США была на подъеме и еще не исчерпала всех возможностей, которые открыли для нее финансовая дерегуляция и глобализация. Да и Федеральный резерв действовал исключительно агрессивно. Именно благодаря успешной борьбе с последствиями биржевого краха заработал свой первый политический капитал новый глава ФРС Алан Гринспен, который возглавил ведомство в середине августа 1987 года.

 pic_text2

Джордж Сорос заработал 11,5 млрд долларов на успешной атаке на фунт в 1992 году. Сорос поставил на то, что курс британской валюты неоправданно завышен относительно немецкой марки, которая на тот момент играла роль якорной валюты в рамках Европейского валютного механизма (ERM), к ней были привязаны валюты других стран ЕС. К тому времени марка заметно усилилась относительно доллара, что привело к завышению курсов валют целого ряда европейских стран и провоцировало в них замедление экономического роста. Такие проблемы испытывала и Британия, которая в итоге не смогла защитить свою валюту от спекулянтов даже за счет заметного повышения процентных ставок.

Ли Якокка спас от банкротства Chrysler — один из трех крупнейших автоконцернов США. В 1979 году, после конфликта с Генри Фордом II, он покинул пост президента Ford Motor и возглавил Chrysler. Якокка проявил себя не только как грамотный менеджер, но и как сильный лоббист. Через год работы в Chrysler он обратился за помощью к правительству. Ему удалось убедить Конгресс выделить кредит в 1,5 млрд долларов. Этот займ во многом предопределил успех реструктуризации компании. Кредит следовало вернуть до 1990 года, но Chrysler погасил его уже в 1983 году. Под руководством Якокки компания вышла из кризиса уже к 1984 году (корпорация получила рекордную прибыль в 2,4 млрд долларов).

Ясуо Хаманака, медный трейдер японской Sumitomo, поставил свою корпорацию на грань банкротства. В течение нескольких лет Хаманака был самым влиятельным человеком на рынке меди, но летом 1996 года выяснилось, что он вел рискованную игру на повышение. А чтобы скрыть полученные убытки от руководства и втайне отыграться, Хаманака занимал все больше и больше средств. Масштаб медных операций Sumitomo под его руководством достигал фантастических масштабов — временами японский трейдер контролировал до 80% всей запасов меди на складах LME, расположенных в разных концах земного шара. В итоге Sumitomo понесла потери примерно в 4 млрд долларов, а цены на медь уже к осени 1996 года упали на треть.