Компании сегодня в хорошем тонусе

Лилия Москаленко
9 февраля 2009, 00:00

Piti Imagine открывает календарь показов мужской моды. На экспозиции, собирающей все профессиональное сообщество (поставщиков тканей, кожи, фурнитуры, дилеров и проч.), известные бренды впервые презентуют новые идеи, а уже потом с большой помпой показывают их байерам в Милане, Париже или Нью-Йорке. Для молодых компаний выставка — возможность заявить о себе как о серьезном бренде: Piti Imagine известна как жесткий селекционер участников. «Мы отбираем компании по таким параметрам, как качество исполнения продукта, инновации, инвестиционная активность, убедительность бренда», — рассказывает Раффаэлло Наполеоне, глава Piti Imagine. Задача Piti Imagine — продвигать итальянскую моду на мировую арену. С этой целью выставку основали в 1954 году правительства Тосканы и Прато — провинций, где сконцентрировано максимальное в Италии количество производителей текстиля, одежды и обуви. Именно с Piti начали свой путь в высокую моду Gucci, Armani, Pucci. Впоследствии на выставке стали появляться и иностранные бренды, однако подавляющее число экспонентов по-прежнему составляют итальянцы. В последние годы все чаще подают заявки на участие в Piti китайские компании — мировые лидеры в валовом экспорте мужской одежды. Китайцы пытаются через выставку выйти в люксовый сегмент рынка. Но пока их попытки безуспешны: они не могут выдержать суровые требования отборочной комиссии. «На Piti Imagine попадают только инновационные производители по-настоящему уникальных товаров, с традициями ручной работы», — говорит г-н Наполеоне.

Нынешний бум на Piti показывает, что отрасль активизируется. О том, что делать моде в период кризиса, Раффаэлло Наполеоне рассказал в интервью «Эксперту».

— Господин Наполеоне, чувствуете ли вы перемены? Сказался ли кризис на вашем бизнесе?

— В этом году мы зафиксировали рекордное число участников Piti Imagine — 917 брендов мужской одежды. Такой наплыв я считаю закономерным. Выставочный бизнес расцветает во время кризиса, поскольку помогает продвижению, которое становится архиважным в такие периоды. Особенно если компания сокращает прямую рекламу или отказывается от нее, а таковых большинство. Выставочный сервис сегодня актуален и потому, что предлагает всем участникам технологического процесса — производителям и поставщикам сырья, дилерам — наилучшие возможности для коммуникации. Это ключевая потребность рынка в период кризиса: от того, насколько у компании выстроены отношения с партнерами, зависит ее устойчивость в нестабильных условиях.

— То, что компании сегодня делают ставку на качество продукта взамен сокращения издержек и бонусных программ, — не идеализм ли это? Нужна ли вообще мода в суровое кризисное время?

— Стратегия «просто снизить цены» абсолютно бесперспективна. Нужно дать потребителям больше поводов для покупки — вот главный посыл передовых компаний, которые производят изделия с высокой добавленной стоимостью. Мода — одна из самых креативных индустрий. Каждый сезон нужно предлагать рынку новые идеи и коллекции, по частоте внедрения инноваций эта отрасль не уступает IT-сектору. Но путь этих внедрений здесь тернист. Технологический цикл в модной индустрии очень долог, он включает в себя множество сложнейших этапов, напрямую не связанных между собой. И инновации должны быть на всех уровнях — от, условно говоря, отбора овец в Монголии до оформления витрин бутиков и выкладки на полке в Милане. Каждое звено имеет своего генератора идей — узкого специалиста, а полностью этот сложнейший путь контролирует одна «голова», способная видеть глобально. Вот что такое модный бизнес. И если хотя бы одно звено в этой цепочке просядет с инновациями, он не сложится.

Кризис добавил лидерам новых идей на каждом этапе. Компании сегодня в хорошем тонусе — такого не было уже много лет, поскольку благоприятная конъюнктура позволила многим брендам сбавить темп. Модная индустрия подошла к кризису с малым количеством новых идей, заезженными образами, псевдоновинками.

— Нужна ли господдержка европейским брендам в условиях кризиса? В России считают, что отечественный легпром без нее не сможет.

— Федеральной господдержки в Италии нет. Между тем наша страна — единственная в мире, где существует полный цикл производства товаров легпрома, о котором я говорил выше. И потому мы ведущие экспортеры обуви, одежды, текстиля и кожи, особенно в высоком рыночном сегменте. Когда в 60–70-е годы прошлого века Великобритания, Франция и Германия закрыли свои мануфактуры, Италия этого не сделала. Наше правительство долгое время словно не замечало легкой промышленности, сосредоточившись на энергетике и машиностроении. И вдруг в конце 90-х годов выяснилось, что это — одна из основных индустрий в стране, в ней занято больше людей, чем в автопроме! Сегодня поддержка отрасли есть, но в основном на местном уровне. Например, правительство Тоскании или Ломбардии имеет долгосрочные программы развития своих регионов. И если к ним за помощью обратится компания, запросы которой совпадут с их желанием развивать ту или иную местность, то они помогут — с покупкой земли, проводкой коммуникаций, инфраструктурой. Однако это вовсе не гарантирует компании успеха, потому что слишком многое зависит от личной инициативы, по крайней мере если мы говорим о рынке товаров с большой добавленной стоимостью. Поточное производство вполне может существовать только на одной господдержке. Я считаю, что мода способна развиваться только на предпринимательском духе и инициативе. А они заметно оживились во время кризиса.