Американский автогигант Chrysler и итальянский FIAT договорились о создании альянса. Итальянский концерн, традиционно делающий основную ставку на скромные по размеру и цене машины, выступил в роли «белого рыцаря», пообещавшего спасти самую «младшую» из «трех сестер» детройтского автопрома, оказавшихся в отчаянном положении.
По условиям сделки FIAT получает 35% капитала Chrysler. Акции достаются итальянскому концерну даром, он не вложит в американскую корпорацию ни цента и не будет отвечать по ее долгам. FIAT лишь передаст Chrysler современные технологии производства микро- и малолитражных автомобилей. По мнению менеджеров американской автокомпании, эти технологии должны спасти компанию от краха.
FIAT поделится с Chrysler своими экономичными двигателями, трансмиссиями, платформами (конструкции автомобильного шасси, служащие структурной основой машины). На разработку платформы уходит львиная доля конструкторских усилий, она стоит сотни миллионов долларов, так что использование общих платформ позволяет унифицировать комплектующие и экономить на их закупке.
Антикризсный план
На основе фиатовских платформ Chrysler намерен начать производство новых моделей под собственными марками, также компания получит возможность сбывать свою продукцию через дилерскую сеть итальянцев в Европе и Южной Америке. (В отличие от General Motors и Ford, имеющих крупные филиалы за рубежом, в том числе в Европе, Chrysler сейчас почти полностью зависит от североамериканского рынка.)
В свою очередь, FIAT должен начать на заводах Chrysler сборку машин под своими марками для реализации в Северной Америке, которые сейчас простаивают незагруженными из-за резкого падения продаж. Это даст итальянскому концерну выход на рынок США, откуда он ушел два десятилетия назад (а также на рынки Канады и Мексики).
Впрочем, фиатовские модели начнут сходить с американских конвейеров не раньше чем через два-три года, тогда как обанкротиться Chrysler может уже в этом году. Менеджеры американской компании лихорадочно ищут пути сокращения расходов, убеждают профсоюзы согласиться со снижением зарплат и социальных льгот, а держателей облигаций — конвертировать их в акции.
Пока компания связывает надежды на выживание с правительственной финансовой помощью. Администрация Буша уже предоставила Chrysler экстренный заем на 3 млрд долларов, 1,5 млрд получило финансовое подразделение компании — для выдачи льготных кредитов покупателям ее машин. Chrysler намерен получить еще 3 млрд долларов от администрации Обамы. Для этого компания к середине февраля должна представить администрации и Конгрессу бизнес-план, доказывающий ее способность выйти из кризиса. Создание альянса с FIAT, по замыслу руководства Chrysler, должно убедить власти в жизнеспособности компании. Известно, что американские менеджеры привлекли своих итальянских коллег к составлению плана, представленного в Вашингтон. Руководство Chrysler убеждает Конгресс, что создание альянса поможет сэкономить от 3,5 до 9 млрд долларов.
Соглашение между двумя компаниями содержит положение, согласно которому со временем итальянская компания может увеличить свою долю в Chrysler до 55%, установив над ним контроль. Впрочем, итальянцы отдают себе отчет в шаткости положения американских партнеров и предпочитают не загадывать на далекое будущее. Так, генеральный директор FIAT Серджо Маркионне в интервью The Wall Street Journal сказал, что считает сделку с Chrysler чем-то вроде лотерейного билета, признав, что усилия могут оказаться напрасными, если американская компания обанкротится. При этом Маркионне заявил, что, по его мнению, у Chrysler есть все предпосылки, чтобы выжить.
Как бы то ни было, даже в случае краха американского партнера FIAT не останется внакладе. Если дело дойдет до распродажи активов, итальянская компания, застолбив за собой производственную базу и дилерскую сеть на американском континенте, окажется главным претендентом на их приобретение.
Спаситель FIAT
Хотя Серджо Маркионне заверяет, что не намерен вмешиваться в управление Chrysler, он обещает помочь коллегам по альянсу выбраться из кризиса. Такие советы дорогого стоят, ведь Маркионне имеет репутацию менеджера, сотворившего чудо и спасшего FIAT. Когда в 2004 году он занял пост генерального директора, компания находилась на грани краха: годом ранее ее убытки составили 2,4 млрд долларов, запасы наличности для покрытия потерь подходили к концу. С интервалом в год умерли два ее президента — патриархи из семьи владельцев компании, Джованни и Умберто Аньелли.
Все комментаторы были уверены, что клан Аньелли вот-вот продаст свой пакет акций. За 15 лет итальянская компания скатилась с первого на четвертое место среди европейских автоконцернов. Деловая пресса уверяла: автомобилестроение в Италии не имеет будущего. Выпускавшиеся в тот период модели FIAT поражали своим уродством — даже патриотичные итальянцы не хотели их покупать.
Серджо Маркионне и занявший пост президента компании Лука Кордеро ди Монтедземоло сделали невозможное. В течение двух лет компания вновь вышла в лидеры мировой отрасли. При этом ни один завод не был закрыт. Главную менеджерскую работу выполнял Маркионне, который полностью изменил систему принятия решений в компании, перетряхнул руководящий эшелон, уволив около трети управленцев. В результате срок разработки и внедрения новых моделей FIAT сократился с четырех до полутора лет. На рынок были выпущены новые удачные модели, такие как Grande Punto и Bravo, сразу ставшие лидерами продаж в Италии и приобретшие популярность в Европе. Символом возрождения компании стал новый FIAT-500 — реплика самого знаменитого и самого любимого итальянцами автомобиля, выпускавшегося с 1957-го по 1975 год.
Обращаясь к ностальгическим чувствам, в 2007 году FIAT представил современную, несколько увеличенную и более нарядную копию этой исторической машины под маркой Topolino (в переводе «Мышонок»). Микролитражка премиум-класса (минимальная цена 11,150 тыс. евро) заняла место в одном ряду с новым Volkswagen Beetle («Жук») и новой Mini, которую выпускает BMW. В 2008 году новый Topolino был признан европейским автомобилем года. По объемам продаж эта модель занимает второе место в Европе, на первом месте — другая фиатовская модель, менее дорогая Panda.
Консолидация автопрома
В 2006-м Маркионне объявил о планах увеличить к 2010 году продажи FIAT на 40%, до 2,8 млн машин, а долю компании на европейском рынке — с 8 до 11%. В третьем квартале прошлого года FIAT показал самую высокую в мировом автопроме рентабельность — 5,6%. Но разразившийся мировой кризис спутал все карты.
В декабре прошлого года Серджо Маркионне дал интервью изданию Automotive News Europe, в котором заявил, что у таких компаний, как FIAT, нет шансов выжить в одиночку. «Нужно продавать от 5,5 до 6 миллионов машин в год, чтобы быть прибыльными. Имеет значение не просто абсолютное число проданных автомобилей, а число, связанное с каждой платформой. FIAT не набирает и половины этого количества. И мы не одни такие. Нам нужно объединяться так или иначе», — заявил Маркионне.
По прогнозу генерального директора FIAT, в результате ускоренного создания альянсов через два года в мире останется всего шесть гигантских автокомпаний. Их бизнес-модель Маркионне сравнивает с работой крупнейшей в мире розничной торговой сети Wal-Mart. В условиях кризиса, обвального падения продаж, при низкой рентабельности прибыль будет достигаться лишь за счет массовых объемов, глобального охвата рынков, использования общих платформ. «Я не могу, как раньше, работать над машиной в одиночку. Я не могу себе позволить потратить полмиллиарда евро на разработку платформы», — говорит Маркионне.
Союз с американцами стал первым в череде предсказанных Маркионне альянсов. Правда, FIAT с 2,5 млн продаваемых ежегодно машин и Chrysler с 2 млн продаж вместе не дотягивают до названного им порога — 5,5 млн. Но альянс может быть расширен, например, в прессе циркулируют сообщения о переговорах между FIAT и французской Peugeot-Citroen.
Вторая попытка Chrysler
Для Chrysler альянс с FIAT не первый опыт общения с европейскими партнерами. Предыдущий «брак» оказался неудачным. В 1998 году компания Chrysler была приобретена германским концерном Daimler за 36 млрд долларов. Но модельные ряды обеих компаний имели мало общего друг с другом, их так и не удалось интегрировать и достичь значительной экономии. В 2007 году Daimler продал Chrysler инвестиционному фонду Cerberus Capital Management (уже лишь за 7,4 млрд долларов), который, очевидно, вскоре сильно пожалел об этом вложении.
По сообщению Automotive News Europe, согласно планам, которые сейчас обсуждают Chrysler и FIAT, итальянский концерн намерен перенести на американскую почву семь своих моделей, в основу которых будут положены четыре платформы — для автомобилей классов А (микролитражки), B (субкомпактный класс), C (компактный класс), D (среднеразмерный автомобиль). Предполагается, что машины будут продаваться под итальянскими марками FIAT, Alfa-Romeo, возможно, Lancia, некоторые модели — под американскими марками Chrysler или Dodge.
По оценке Серджо Маркионне, самостоятельная разработка аналогичных моделей стоила бы Chrysler 3 млрд долларов. На это у американской компании нет ни средств, ни времени. Да и возможно, ей это просто не по силам. Во времена союза с Daimler большая часть конструкторских работ была сконцентрирована в Германии, что подорвало творческий потенциал американского гиганта и оставило его с весьма однообразным модельным рядом. Большая часть продаж Chrysler приходится на крупные автомобили, относящиеся к категории внедорожников, легких грузовиков (джипов с открытым кузовом), а также минивэнов.