Прикуп знают все

Влас Рязанов
кандидат географических наук
16 февраля 2009, 00:00

Сезонное удешевление бензина, подгоняемое кризисом, продолжается. ФАС хотелось бы записать снижение цен на свой счет — антимонопольное ведомство начало давление на нефтепродуктовую розницу

В первой декаде февраля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) снова забеспокоилась по поводу розничных цен на бензин и дизельное топливо. Региональным управлениям ведомства было дано поручение выявить розничные компании, поддерживающие необоснованно высокие цены на нефтепродукты. В списке «подозреваемых» оказалось 250 компаний. Похоже, это практически все более или менее крупные игроки данного рынка в России. Чиновники пригрозили возбуждением уголовных дел и начислением штрафов, если рублевые цены на АЗС не снизятся. Установлен и «бензиновый максимум»: за исключением районов Крайнего Севера цены на главный нефтепродукт не должны превышать 20 рублей за литр.

Между тем средние цены на АЗС России в момент заявления ведомства Игоря Артемьева и так были ниже этой «критической» отметки — на конец января литр 92-го стоил 19,2 рубля. Зачем же ФАС подстегивать лошадь, которая и без того идет под гору?

Обыкновенное чудо

У нынешнего снижения розничных цен, самого масштабного за последние годы, причин довольно много. Часть из них касается спроса, часть — экономики нефтяного бизнеса в целом.

На спрос сильно влияет сезонный фактор — зимой потребность в моторном топливе традиционно сокращается, что сказывается на ценах (см. график 1). Кроме того, платежеспособный спрос существенно уменьшился в результате экономического кризиса, полный масштаб которого будет виден как раз в феврале-марте (на эти сложные для экономики месяцы традиционно приходится максимум безработицы).

Однако не только потребители способны платить меньше, но и поставщики готовы продавать дешевле. Прежде всего нефтяные компании после осенних убытков от нефтеэкспорта (см. «Осенний срыв» в «Эксперте» №42 за 2008 год) наконец получили прибыль — правительство резко снизило пошлины, вывозить нефть из России стало выгодно, и снижение маржи на внутреннем рынке для нефтяников перестало быть критичным. К тому же привлекательность внутреннего рынка ослабила девальвация национальной валюты. Если в рублевом эквиваленте бензин с июля подешевел на 20%, то в долларовом — более чем на 40%.

Розничные посредники, за которых взялась ФАС, тоже не будут настаивать на ценниках с большими цифрами. Деятельность этих участников рынка традиционно наиболее рентабельна в декабре-январе, когда оптовые цены уже идут вниз, а розничные еще нет. В этом году конъюнктура преподнесла им поистине царский подарок: в декабре разница между оптовой и розничной ценой литра бензина превысила 14 рублей, а рентабельность торговли топливом зашкалила за 100%. Последний раз такое было семь лет назад. Естественно, что, сняв в декабре пиковую маржу в большем, чем следовало ожидать, размере, розничные посредники готовы смириться с ее сокращением в последующие месяцы.

Иными словами, на российском топливном рынке сложилась почти невероятная ситуация, когда конъюнктурой довольны все: и нефтяники, и посредники, и потребители. При сохранении «попутного ветра» бензин в России подешевеет до конца марта еще на 1–1,5 рубля.

ФАС, похоже, недовольна лишь темпами падения цен. Дело в том, что, несмотря на удешевление, бензин для российских граждан существенно более дорог, чем для жителей США, — примерно на 27% (см. график 2).

Порулить на автопилоте

Далеко не во всех регионах бензин подешевел так сильно, как в среднем по стране. К примеру, в Тульской области, на Северном Кавказе и в Южном Поволжье, где доходы населения традиционно отличаются от среднероссийских не в большую сторону, 92-й по-прежнему стоит дороже 20 рублей за литр. То, что цены в регионах могут сильно различаться в зависимости от политики нефтяных компаний, к зоне влияния которых они относятся, не является большой тайной (см. «Профилактика от ФАС» в «Эксперте» №44 за 2008 год). На сей раз из «запретной» двадцатирублевой зоны никак не могут выйти регионы, опекаемые «Роснефтью» и «ЛУКойлом». Что интересно, совсем недавно обеим компаниям ведомством Артемьева уже были назначены штрафы за использование доминирующего положения на топливных рынках, а «Роснефть» ФАС пыталась атаковать повторно.

Такая деятельность антимонопольного ведомства, приносящая очень скромные плоды, безусловно, лучше, чем ее отсутствие, однако реальное влияние ФАС на топливный рынок невелико. Зачастую работа службы ограничивается возбуждением уголовных дел, выписыванием штрафов нефтяникам (о чем торжественно сообщается), а затем проигрышем этих дел в арбитражных судах (о чем сообщается уже менее торжественно и противоположной стороной). Когда Игорь Артемьев устанавливал «ценовой максимум» в начале февраля, из питерского арбитража пришли новости об отмене штрафа, наложенного в ноябре на «Газпромнефть». Оспаривают решения ФАС и другие нефтяные компании. Суммы наложенных штрафов в 1–1,5 млрд рублей в нынешних условиях достаточно значимы, чтобы за их отмену нефтяники боролись до конца.

Разумеется, даже взятый ориентир в 20 (равно как и 19) рублей за литр бензина очень далек от «справедливой» стоимости топлива, которая не должна быть выше, чем в США, то есть при нынешних ценах на нефть и нынешнем обменном курсе не должна превышать 14–15 рублей. Для достижения этого рубежа необходимы более серьезные антимонопольные меры, которые уже выходят за рамки полномочий ФАС (см. «Вдохнуть душу в рынок» в «Эксперте» №17 за 2008 год). Систематический прессинг нефтяников по поводу и без не сможет коренным образом изменить ситуацию, хотя, повторяем, даже такая антимонопольная политика лучше, чем ее отсутствие.

Неудачи с самими нефтяными компаниями, видимо, заставили ФАС взяться за их региональные «дочки», а заодно и за всех остальных участников розничного рынка. Внешне эта деятельность будет выглядеть успешной, ведь под влиянием конъюнктуры цены снижаются и будут снижаться дальше даже на самых неконкурентных рынках. А кто же поверит, что бензин в России может дешеветь сам по себе?