Скупка перепроданного

Константин Илющенко
16 февраля 2009, 00:00

Российские биржевые индексы выходят из боковика. Но рассчитывать на полноценное восстановление рынка преждевременно. Пока инвесторы скупают только те акции, которые стоят дешевле денег

За последние две недели индекс ММВБ совершил рывок с 600 до без малого 750 пунктов (+25%), примерно на столько же поднялся и РТС. Фаза роста совпала с окончанием девальвации рубля к бивалютной корзине, что заставило участников рынка говорить о фиксации прибыли валютных спекулянтов и перетоке средств с денежного на фондовый рынок. Версия, однако, не слишком убедительна, так как российские банкиры, наученные своим и чужим негативным опытом, уже лет десять избегали вложения в акции либо размещали в бумагах очень ограниченные средства. Осенью прошлого года Центр экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) опубликовал отчет, согласно которому лишь небольшая группа банков глубоко вовлечена в операции с долевыми ценными бумагами. Авторы пишут, что «в целом объем вложений банковского сектора в акции и паи организаций-резидентов не превышает 0,9% совокупных активов. Около трети портфеля долевых ценных бумаг имеет стратегический характер». Совокупные активы банков в середине прошлого года равнялись 23 трлн рублей, следовательно, на портфельные инвестиции приходилось примерно 140 млрд рублей, что относительно немного — в докризисные времена ежедневный объем торгов (основная сессия плюс режим переговорных сделок) на ММВБ составлял более 100 млрд рублей.

Активнее других на фондовом рынке (если судить по доле вложений в акции относительно собственного капитала), по данным аналитиков МФПА на сентябрь 2008 года, играли «Центрокредит», «КИТ Финанс», Связь-банк, Новикомбанк, банк «Союз». Сегодня «КИТ Финанс» и Связь-банк поглощены, «Союз» получил значительные средства от акционеров. Оставшиеся два банка погоды не делают, поскольку их капитал составляет 6,1 млрд и 2,6 млрд рублей соответственно.

Впрочем, не так уж важно, поступили средства на фондовый рынок с валютного рынка или с рынка недвижимости (другая любимая версия комментаторов). Куда важнее другое: инвесторы на бирже есть, и руководствуются они традиционными соображениями о стоимости компании. А цены многих акций росли в то время, пока девальвация шла полным ходом.

Разбор котировок

Наиболее показателен пример НК «Сургутнефтегаз», чьи обыкновенные и привилегированные бумаги с октября подорожали в три раза. «Сургут» за последние несколько лет накопил около 20 млрд долларов на счетах, при этом капитализация компании на бирже периодически опускалась до 12 млрд долларов, что с точки зрения оценки стоимости предприятия — нонсенс. Кроме того, на одну привилегированную акцию, стоящую 4–5 рублей, можно, по аналогии с 2007 годом, при сопоставимых показателях, ждать дивиденды в размере 1 рубля — вполне приличный бонус для покупателя. Похожая ситуация с бумагами электроэнергетической компании ФСК ЕЭС. У предприятия, имеющего 1 млрд долларов наличными, была и капитализация на уровне того же миллиарда. За последние три месяца стоимость его акций уже выросла более чем в два с половиной раза. За аналогичный период бумаги «ЛУКойла» подорожали примерно в полтора раза: еще осенью капитализация компании составляла около 30% от ее балансовой стоимости, сегодня этот показатель достигает 60%.

Герои последней недели — бумаги металлургических компаний. Так, еще в начале февраля капитализация «Северстали» составляла лишь 20% от ее балансовой стоимости, а сейчас акции выросли в два раза. В бумагах НЛМК ралли состоялось несколько раньше — более чем двукратный рост пришелся на ноябрь-декабрь прошлого года, акции комбината подорожали с 15 до 33 рублей, а 6 февраля цена достигала 51 рубля, правда, потом несколько снизилась. Рост начинался, когда капитализация составляла 30% от балансовой стоимости, сейчас этот показатель достиг 70%, что делает компанию уже относительно дорогой.

Среди предприятий, чьи акции шли вверх в последние месяцы, следует назвать также «Татнефть», «Газпром нефть», ММК, АФК «Система», «Русгидро», «Роснефть». Рост, по сути, был предопределен тем, что это — перепроданные «голубые фишки». В пик кризиса от некоторых из них инвесторы избавлялись сами, так как были нужны наличные деньги, в ряде случаев позиции инвесторов закрывали принудительно через маржин-коллы, выплескивая бумаги на биржу и тем самым продавливая цены. Вполне вероятно, что некоторые портфельные инвесторы выкупали проданные в прошлом году, на снижении рынка, бумаги.

А в аутсайдерах остались в первую очередь проблемные компании: «Аптека 36,6», девелоперы ПИК, ЛСР, РТМ, «Система Галс», а также РБК и «Уралкалий».

Банки, пожалуй, следует выделить в особую группу, которая находится под прессингом мирового кризиса. Так, акции Сбера, капитализация которого сейчас в три раза ниже размера собственного капитала, представляются очень недорогими. При стабилизации экономики и возобновлении спроса на кредиты банки возьмут свое (достаточно вспомнить, что рентабельность капитала Сбербанка составила за девять спокойных месяцев 2008 года достаточно высокие 17,9%), и их бумаги будут обязаны пойти вверх. Пока же в шесть раз подешевевшие за год акции Сбера, которые весят в российских индексах около 15%, тянут эти индексы вниз.

Впрочем, сейчас актуальнее другой вопрос: до какого уровня будут расти уже подорожавшие бумаги? Ведь отчетность компаний за четвертый квартал прошлого года будет явно негативной, и в ближайшие полгода рассчитывать на хорошие производственные показатели не стоит.

Рассмотрим перспективы «голубых фишек» на примере «ЛУКойла». Сейчас отношение его рыночной капитализации к балансовой стоимости составляет 60%. Стоимость нефти и индекс РТС находятся на уровнях 2004 года, и тогда отношение составляло 90%. Таким образом, можно, с учетом увеличения балансовой стоимости, грубо говорить о 50-процентном потенциале роста бумаг «ЛУКойла». Индекс РТС сейчас составляет около 600 пунктов, если их также увеличить на 50%, то мы получим 900 пунктов. Почему в качестве бенчмарка из нефтяных компаний взят «ЛУКойл»? «Газпром» в рассматриваемом 2004 году не входил в индексы, к «Сургуту» инвесторы относятся как к маргинальной компании, хотя бы потому, что она не предоставляет отчетности по МСФО, а ЮКОСа, вес которого в индексе РТС доходил до 25%, сегодня уже нет.

В поисках дна

Публичные обсуждения, прошли рынки дно и начали движение вверх или нет, пока не начались. Аналитики, не раз обжегшиеся на прогнозах, предпочитают хранить молчание или высказываются весьма пессимистично. Следует, однако, обратить внимание на технический анализ графика: индекс ММВБ выходит из бокового диапазона, в котором пребывал три месяца. Рост индексов сопровождается оживлением, увеличением объемов торгов, что подтверждает тенденцию. Пессимизм большинства характерен для начала роста, как оптимизм для его прекращения, — это известные рыночные приметы. Ближайшими целями индекса ММВБ являются значения в 850 или 1000 пунктов, согласно числам Фибоначчи (950 и 1250 пунктов для индекса РТС соответственно). А это уже достаточно сильные уровни сопротивления, так как там проходит 200-дневная скользящая средняя.

Если совместить цели по индексу РТС, рассчитанные исходя из прогнозов стоимости акций «ЛУКойла» и рассчитанные по техническому анализу, то справедливым значением индекса РТС можно считать значение в 900–950 пунктов. Но даже путь к этим высотам, не говоря уже о 1250, будет извилист.