Из Женевы без часов

Международный бизнес
Москва, 23.02.2009
«Эксперт» №7 (646)
Экономический кризис может привести к тому, что независимых производителей швейцарских часов станет меньше. Возможно, сократится и число марок, претендующих на позиционирование в люксовом сегменте

Капитаны швейцарской часовой индустрии были явно напряжены — год назад обстановка на знаменитой женевской часовой выставке SIHH (Salon International Haute Horlogerie) была куда более расслабленной. Тогда руководители ведущих часовых компаний готовы были доброжелательно рассуждать о вероятных проблемах индустрии, вызванных ее стремительным ростом. В этом году все было несколько иначе. Да, на стендах все так же выставлены образцы часового искусства, иные из которых тянут на парочку приличных машин. Но желание поговорить о том, как кризис может сказаться на отрасли, немедленно вызывало у менеджеров настороженность, а временами и плохо скрываемое раздражение. В просторных же залах, где за элегантными барными стойками гостям этого закрытого салона с самого утра свободно и без ограничений наливали хоть кофе, хоть шампанское, то и дело слышалось интернациональное «crisis».

Откроется ли SIHH

Сотрудники пиар-служб ведущих марок старательно демонстрируют уверенный оптимизм, убеждая, что уж швейцарскую часовую индустрию кризис точно никак не затронет. Но прямо тут же на раскладке можно свободно взять свежий выпуск The Wall Street Journal и прочитать: Compagnie Financiere Richemont заявила о самой тяжелой за последние 20 лет ситуации на рынке. Только за четвертый квартал 2008 года продажи Richemont упали на 7%.

Richemont — второй по величине производитель товаров класса люкс в мире после LVMH. Холдинг объединяет целый ряд знаменитых марок швейцарских часов, таких как Cartier, Montblanc, IWC, Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels и другие. Именно Richemont является основным устроителем SIHH, вокруг которого группируется ряд независимых производителей.

Второй ведущий холдинг изготовителей швейцарских часов и основной конкурент Richemont — Swatch Group — кроме собственно Swatch объединяет марки Longines, Omega, Tissot, Rado, Blancpain, Breguet и другие. Swatch Group участвует в Базеле в главном часовом салоне Швейцарии — Baselworld, который традиционно считается более демократичным. Туда, в отличие от закрытого SIHH, по билетам пускают посетителей с улицы. Впрочем, в этот раз и в Женеве стали поговаривать о том, что из-за кризиса Richemont также может отказаться от закрытого формата и начнет продавать билеты публике, чтобы хоть частично возместить расходы на организацию салона.

Пока же здесь можно встретить довольно экзотичных персонажей вроде какого-нибудь неприметного джентльмена, выходящего со стенда Montblanc или Cartier в окружении группы сопровождающих, один из которых несет серебристый «бронированный» кейс, а там — то ли подписанные контракты, то ли коробочки с роскошными часами, остается только гадать. Ведь женевский салон — это еще и место, где наиболее продвинутые покупатели или коллекционеры могут первыми и с комфортом приобрести часы из последних коллекций.

Как бы то ни было, но на SIHH-2009 приглашений было роздано меньше, чем годом ранее, — на выставке стало заметно менее людно. Женевский салон явно балансирует на грани: ли

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (646) 23 февраля 2009
    Развитие кризиса
    Содержание:
    Жизнь без спроса

    Главной проблемой российских предприятий становится спрос на их продукцию. Если ее не решить, неизбежен новый виток кризиса с разрушительными последствиями для экономики большинства российских регионов

    На улице Правды
    Реклама