Молочники ищут формулу

Русский бизнес
Москва, 23.02.2009
«Эксперт» №7 (646)
Участники рынка намерены подписать соглашение о формировании единых закупочных цен на сырое молоко. В перспективе это может привести к очередному подорожанию молочной продукции и снижению потребления молока

Предпосылки к формированию единой формулы, определяющей цены на сырое молоко, назрели уже давно: производители недовольны его низкой стоимостью, а переработчики пользуются выгодной для них ценовой конъюнктурой и пока не готовы идти им навстречу. Новое соглашение, окончательный вариант которого появится 1 марта, по замыслу правительства РФ и вице-премьера Виктора Зубкова, позволит производителям и переработчикам молока договориться. Однако очевидно, что цель данного соглашения — поддержать производителей. «Во-первых, мы хотим создать ориентир справедливой цены на рынке, учитывая настоящий уровень рентабельности, во-вторых, необходимо понять, как именно цена на сырое молоко влияет на всю молочную отрасль», — говорит президент ГК «Русские фермы» и председатель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.

Сегодня литр сырого молока в России стоит около 10 рублей. Производители уверены, что речь должна идти о 12–18 рублях. «Нам нужно любыми способами помочь молочному животноводству, повысив цены на закупочное сырье, — говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова, — тогда у нас пойдут кредиты в сельское хозяйство». Она вспоминает, что банки стали откладывать инвестиционные проекты фермеров еще до финансового кризиса — из-за дешевизны молока.

На данном этапе формируется справедливая цена, с учетом себестоимости и рентабельности производителя. В рамках двух ассоциаций — Национального союза производителей молока и Молочного союза России, объединяющего свыше ста компаний, — действует специальная рабочая группа, которая собирает фактические данные с предприятий. «Молочную формулу» стараются сделать универсальной, учитывающей региональные особенности, сезонность, качество сырья, объемы продаж. Судя по всему, в конечном счете приемлемым уровнем окажется та цена, которая позволит сохранить рентабельность всем производителям, и эффективным, и неэффективным. А значит, у неэффективных не будет мотивации для модернизации производства и технологий. «Закупочные цены на сырье должны носить дифференцированный характер», — уверен директор по торговому маркетингу группы компаний «Молочное дело», специализирующейся на производстве сметаны, творога, Николай Потанин, который скептически воспринимает реализацию данного соглашения на практике. В качестве примера он приводит два успешных хозяйства: одно в свое время сумело поставить технологичное оборудование, и поэтому у него есть возможность продавать молоко по низким ценам, а другое работает по старинке — качество молока у них не хуже, но по себестоимости выходит дороже. «Почему эти компании должны продавать молоко по одной цене? — недоумевает он. — Идеальной формулы не существует. Для разных переработчиков важны разные свойства молока, а значит, и цены должны варьироваться».

Переработчики находятся в сложном положении. Только крупные компании, имеющие большие обороты, относительно безболезненно могут согласиться с повышением цен на сырье. Очевидно, что дорогое молоко застав

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (646) 23 февраля 2009
    Развитие кризиса
    Содержание:
    Жизнь без спроса

    Главной проблемой российских предприятий становится спрос на их продукцию. Если ее не решить, неизбежен новый виток кризиса с разрушительными последствиями для экономики большинства российских регионов

    На улице Правды
    Реклама