Не устояли перед соблазном

23 февраля 2009, 00:00

Российские корпорации «Роснефть» и «Транснефть» подписали в Китае соглашение о привлечении 20-летних кредитов на общую сумму 25 млрд долларов

Chinа Development Bank согласился предоставить «Роснефти» и «Транснефти» кредиты на суммы соответственно 15 млрд и 10 млрд долларов сроком на 20 лет в рамках договоренностей по поставкам нефти. По сообщениям на сайте «Роснефти», «процентная ставка по кредитному соглашению согласована на рыночных принципах, а цена на поставляемое в Китай сырье будет формироваться на основе биржевых котировок на момент поставок». По условиям соглашения «Роснефть» будет поставлять Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) 15 млн тонн нефти в год в течение 20 лет начиная с января 2011 года. За исключением этой информации, в «Роснефти» и «Транснефти» ничего не комментируют. Между тем, по некоторым сведениям, процентная ставка по кредитам может составить 5–6% или быть привязана к LIBOR.

Не стоит полагать, что «Роснефть» и «Транснефть» предприняли нечто из ряда вон выходящее. Шесть лет назад практически идентичное соглашение готов был подписать с китайцами опальный ЮКОС.

Предполагается, что нефть в Китай будет поставляться по ответвлению трубопровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО) от Сковородина до Дацина, которое будет сооружено силами «Транснефти» и китайских строительных организаций. Считается, что китайские деньги позволят ускорить строительство ВСТО. «Сделка даст российским компаниям два важных преимущества, — пишут аналитики инвесткомпании “Ренессанс Капитал”. — Во-первых, она оправдает усилия по разработке месторождений в Восточной Сибири путем создания нового маршрута транспортировки нефти (через 70-километровый отвод нефтепровода ВСТО в Китай); в противном случае было бы слишком дорого экспортировать эту нефть в западном направлении. Соглашение представляется особенно привлекательным в контексте недавнего предложения правительства по отмене пошлин на экспорт нефти с восточносибирских месторождений. Во-вторых, сделка обеспечивает обеим компаниям достаточное финансирование для реализации текущих программ капвложений». Как объясняет Мария Радина, аналитик по нефти и газу инвестбанка UBS, «Роснефти» и «Транснефти» просто срочно необходимы деньги. Так, «Роснефть» до 30 сентября 2009 года должна выплатить по своим обязательствам 8,4 млрд долларов, это не считая долгосрочных заимствований, которых у компании еще на 12,4 млрд долларов.

Контракт с китайцами ставит под сомнение строительство второй очереди ВСТО (до портов на Тихом океане), разведку и освоение новых месторождений. Проблема в том, что в освоении Восточной Сибири российские нефтяные компании несильно продвинулись. Ванкор, Талакан и Верхнечонское месторождения дадут, по оценкам Марии Радиной, на пике только около 12 млн тонн нефти. Предполагавшееся ранее освоение Юрубчено-Тахомской зоны может дать дополнительно еще 15 млн тонн годовой добычи. Однако ни в одном из этих направлений «Роснефть» успеха не достигла. «Геология пластов там оказалась намного сложнее традиционных, — говорит Мария Радина, — и теперь экономически эффективно извлекать там максимум 7,5 миллиона тонн нефти». Остальные проекты вовсе никак не проработаны.

Бывший директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Министерства природных ресурсов Сергей Федоров (ныне вице-президент ТНК-ВР) утверждал, что для наполнения нефтепровода в Восточной Сибири необходимо добывать к 2015 году 80 млн тонн нефти в год. Однако, по его прогнозам (на начало лета 2008 года), этот объем будет достигнут только после 2020 года. Предполагалось, что значительная часть инвестиций в разработку месторождений Восточной Сибири будет поступать из федерального бюджета. С целью повышения активности недропользователей в регионе государство было намерено финансировать первоначальные работы по освоению недр. Но теперь можно считать, что сокращение бюджета повлечет и секвестирование подобных трат, а о строительстве и наполнении второй очереди ВСТО можно надолго забыть. (О состоянии дел в новых трубопроводных проектах см. "Нокдаун, но не нокаут".)