Резерв распечатан

Николай Силаев
23 февраля 2009, 00:00

Свои посты оставили губернатор-долгожитель, два губернатора-чекиста и один губернатор-бизнесмен. На их место приходят федеральные чиновники, члены президентского кадрового резерва и перспективные региональные управленцы, которых Москве не жаль бросить в пекло экономического кризиса

Орловскую область покинул ее бессменный глава Егор Строев. Временно исполняющим обязанности назначен замминистра сельского хозяйства Александр Козлов. Воронежского губернатора Владимира Кулакова, в 2000 году пришедшего руководить областью из кресла начальника регионального УФСБ, сменит министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Его кандидатура уже внесена в областной парламент. Другой губернатор-чекист, глава Ненецкого автономного округа Валерий Потапенко, будет заменен на Игоря Федорова, заместителя главы Архангельской области по топливно-энергетическому комплексу и ЖКХ. Наконец, Псковскую область покидает губернатор, представлявший бизнес, Михаил Кузнецов. Временно исполняющим обязанности назначен сенатор от области Андрей Турчак — координатор молодежной политики «Единой России», один из руководителей «Молодой гвардии Единой России» и, как выяснилось на прошлой неделе, член «первой сотни» президентского резерва управленческих кадров.

Дмитрий Медведев обещает, что ротации продолжатся. Первый заместитель руководителя кремлевской администрации Владислав Сурков объясняет замены региональных начальников необходимостью повышения качества государственного управления в условиях экономического кризиса и заверяет, что «никакой кампанейщины здесь не будет». Однако с мая прошлого года Медведев сменил уже 12 губернаторов. Ранее губернаторский корпус обновлялся столь сильно только в 2005 году — сразу после отмены выборов глав регионов.

 pic_text1 Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В последних перестановках трудно усмотреть некую тенденцию федеральной политики. Постепенное удаление с губернаторских должностей представителей армии и спецслужб стало очевидным уже год назад — когда в декабре 2007 года Смоленскую область покинул Виктор Маслов, бывший глава УФСБ по региону, а в марте 2008 года с поста губернатора Рязанской области ушел Георгий Шпак. Впрочем, за этим вряд ли стояло сознательное решение — силовики вымывались из губернаторского корпуса естественным путем, поскольку оказывались не самыми успешными руководителями регионов. О наметившейся смене губернаторов-долгожителей говорить пока рано: Егор Строев, первый секретарь Орловского обкома партии с 1985-го по 1989 год, член Политбюро, губернатор с 1993 года, готовящийся на днях отметить 72-летие, по политическому весу — все же не Юрий Лужков и не Муртаза Рахимов. Последние отставки не напоминают и реакцию на экономический кризис — ушли губернаторы не самых благополучных регионов, но и не тех, которые сильнее всего пострадали от кризиса.

Пожалуй, кадровые решения Медведева несут только одно послание губернаторскому корпусу — расстаться с постом теперь значительно легче, чем при прежнем президенте, а найти замену главе региона — задача, поддающаяся решению. Понимание этого обстоятельства губернаторами облегчит Москве дело, если придется начать более решительное обновление региональных властей.

По локоть в черноземе

В ноябре прошлого года первому вице-губернатору Орловской области Виталию Кочуеву было предъявлено обвинение в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. По мнению следствия, он по заниженной в тридцать раз цене купил гостиничный комплекс «Лесное», построенный еще в 1999 году за счет компании, учредителем которой была областная администрация. Орловский суд отпустил Кочуева под подписку о невыезде, заявление об отставке первый вице-губернатор подал сам. По тому же делу ранее были арестованы глава областного фонда имущества Владислав Долуда и замглавы одного из департаментов областной администрации Олег Козлов.

 pic_text2 Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Уголовное преследование первого вице-губернатора стало итогом целой серии подобных скандалов в Орловской области. За последние три года уголовные дела были возбуждены против двух вице-губернаторов — Александра Кислякова и Игоря Сошникова, мэра Орла Александра Касьянова: Сошникова недавно задержали в Израиле, где он скрывался, а Касьянов находится в розыске, что не мешает ему продлевать свой отпуск в аппарате мэрии. Еще с десяток дел возбуждено против орловских чиновников рангом пониже.

Орловская область никогда не относилась к регионам, за власть в которых ведется борьба не на жизнь, а на смерть. Строев руководил ею четверть века — если считать с того момента, когда он стал первым секретарем обкома, — и за это время вполне успешно избавился от любых потенциальных конкурентов внутри региона. Нельзя также сказать, что кто-то из влиятельных федеральных чиновников особенно стремился сместить Строева с его должности. Так что уголовные дела против орловских чиновников едва ли объясняются политическим заказом. Вероятно, губернская элита попросту разлагается. «Строев постарел и практически утратил контроль над областью», — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Ожидаемое назначение на пост орловского губернатора замминистра сельского хозяйства Александра Козлова логично, поскольку у области приличный сельскохозяйственный потенциал, который она не смогла полностью реализовать при Строеве. Правда, Козлов, скорее всего, в первую очередь столкнется с политическими проблемами. Например, с необходимостью наладить управление регионом, верхушка которого, во-первых, выращена Строевым, а во-вторых, сильно коррумпирована.

Алексею Гордееву, теперь уже бывшему шефу Козлова, в Воронежской области придется легче. Прежний губернатор Владимир Кулаков хотя и располагал солидным временем — он был избран еще в 2000 году, — так и не стал эффективным и сильным губернатором. «Кулаков не справлялся с областью, он не умеет работать с бизнесом и привлекать его в регион, — говорит Наталья Зубаревич. — В области не развивается, например, пищевая промышленность, хотя это очень удобная для нее территория». Так что министр сельского хозяйства может найти себя на воронежском черноземе.

Губернатор низкой конъюнктуры

Отставка главы Ненецкого автономного округа (НАО) Валерия Потапенко выглядит загадочной. Он стал губернатором в июне 2006 года, придя на место Алексея Баринова, последнего в России избранного губернатора, который был арестован (по некоторым предположениям, из-за конфликта с «Роснефтью»), обвинен в нецелевом расходовании бюджетных средств и хищении вверенного имущества и приговорен к трем годам лишения свободы условно. До назначения на губернаторский пост Потапенко был главным федеральным инспектором по Ненецкому автономному округу, а еще раньше служил в питерском УФСБ. Главной политической задачей Потапенко на губернаторском посту считалось объединение округа с Архангельской областью, которое Кремлем давно планировалось, но так и не состоялось.

 pic_text3 Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

По всей видимости, из-за экономического кризиса объединительные планы отложатся до более благоприятных времен. А пока НАО возглавит вице-губернатор Архангельской области по ТЭКу и ЖКХ Игорь Федоров — тоже своеобразное объединение, только на личностном уровне.

«Федоров не вписался в ту команду, которая сейчас управляет Архангельской областью, своим профессионализмом он слишком отличается от ее участников, причем в лучшую сторону, — говорит глава Поморского центра социально-политических исследований “Стига” Вадим Трескин. — Его назначение губернатором НАО — это повышение статуса собственно архангельской элиты в противовес команде из Якутска, которая пришла вместе с занявшим пост архангельского губернатора Ильей Михальчуком. А также способ сохранить в обойме хорошего управленца».

К тому же, как отмечает Вадим Трескин, в последние месяцы положение в Ненецком автономном округе очень изменилось. Из-за падения цен на нефть доходы его бюджета резко сократились, и он близок к тому, чтобы превратиться в дотационный регион. Бюджет Архангельской области недосчитался 17 млрд рублей, которые должны были быть перечислены из НАО. Потапенко, по мнению политолога, мог руководить регионом с профицитным бюджетом, но при дефицитном бюджете успех ему изменил. К тому же под планы объединения в округе были взяты повышенные социальные обязательства. Эти обязательства надо выполнять при плохой конъюнктуре — или же брать на себя политическую ответственность за отказ от них. «В отличие от Потапенко Федоров имеет опыт управления дотационным регионом», — подчеркивает Трескин. А если новому губернатору придется нести ответственность за экономический спад — в Москве вряд ли об этом пожалеют, он ведь не питерский чекист.

Расстаться с постом теперь губернатору проще, чем при прежнем президенте

Тренировка резерва

Псковский губернатор Михаил Кузнецов вызывал недовольство у многих в области своей жесткой политикой по оптимизации социалки, медицины, образования, делая ставку на качество услуг, а не на число учреждений (см. «Пусть придет хоть кто-нибудь к нам!» «Эксперт» №33 за 2005 год). К тому же он втянулся в изматывающее противостояние с мэром Пскова Михаилом Хороненом. Наконец, сама Псковская область — не тот регион, где легко заработать популярность. «Область занимает периферийное положение по отношению к крупным агломерациям. Она сто лет отдает население в Петербург. Там маленький областной центр, небольшие города. По области очень тяжело прошла Великая Отечественная война. Промышленность — филиальное машиностроение. Нечерноземье с мелкоселенной системой расселения в сельской местности. Это крайне неблагоприятные стартовые условия. А все неудачи могут быть повешены на губернатора», — говорит Наталья Зубаревич.

 pic_text4 Фото: Дмитрий Азаров\КоммерсантЪ
Фото: Дмитрий Азаров\КоммерсантЪ

Андрей Турчак, которому предстоит сменить Кузнецова, может и разочароваться в своем карьерном взлете. 33-летний сенатор от Псковской области и временно исполняющий обязанности ее губернатора — сын Анатолия Турчака, питерского соратника Владимира Путина, президента холдинговой компании «Ленинец», одного из крупнейших предприятий ВПК Петербурга. Турчак-младший, по всей видимости, давно заинтересовался региональной политикой. Еще в августе 2006 года он пытался стать сенатором от Ненецкого автономного округа, заручившись поддержкой «Единой России» и губернатора Потапенко. Но поскольку у «Единой России» не было большинства в ненецком парламенте, тогда Турчаку стать сенатором не удалось. В марте следующего года он был избран депутатом Псковского областного собрания депутатов, а затем — представителем области в Совете Федерации от ее парламента.

Нельзя исключить, что отставка Кузнецова явилась способом освободить губернаторский пост для Турчака. Косвенно это подтверждают слухи о том, что бывший псковский губернатор может получить должность в Москве. Что ж, если сенатор и член «медведевской сотни» действительно подсиживал губернатора и добился своего — пусть теперь поруководит депрессивным регионом.