Необыкновенный концерт

Культура
Москва, 02.03.2009
«Эксперт» №8 (647)

Репертуар московского театра МХТ пополнился новым спектаклем: один из самых ярких режиссеров современности, любимец театральной и киношной публики Кирилл Серебренников поставил на малой сцене театра «Киже» по рассказу Юрия Тынянова «Подпоручик Киже». За постановку, сценографию и костюмы ответственность несет непосредственно автор инсценировки, за свет — художник по свету Дамир Исмагилов, за музыку, выступающую едва ли не самой важной компонентой спектакля, — молодой композитор Алексей Сюмак.

Это пятая постановка режиссера в табаковском МХТ и его очередное обращение к литературе напрямую, без предварительной драматургической проработки. Тем не менее режиссер заранее задекларировал, что спектакль рассчитан на узкий круг российских театралов. «Скажу честно, — признался Серебренников в одном из интервью, — наш спектакль не прост для восприятия. Не знаю, может, во мне говорит протест против нынешней тенденции превращать искусство в продукт всеобщего потребления. Но искусство ведь по природе своей аристократично, избирательно, оно не может быть для всех. Для всех — “Макдоналдс”!»

Сюжет сатирической повести Юрия Тынянова строится на анекдотической истории об ошибке мальчика-писаря, написавшего вместо «подопоручики же» чеканное «подпоручик Киже». И дальше странная фабула повести начала прошлого века о временах императора Павла и некоем подпоручике Киже, который то поднимался по служебной лестнице, то был ссылаем в Сибирь, вполне отчетливо сопрягается с гоголевской поэмой «Мертвые души» не только мистическим абсурдом происходящего, но и горьким узнаваемым комизмом ситуаций, персонажей и полубредовых реплик. Кирилл Серебренников почувствовал в произведении и вечную российскую унылую проблематику — бюрократия, дурость, болото провинции и страх власть имущих перед ним, — и свежую литературную форму, которая вполне монтируется с любимым режиссером черным карнавальным стилем. Тынянов изначально задумывал рассказ «Подпоручик Киже» как сценарий для немого кино, так что драматургия в сюжете заложена. Серебренников делал инсценировку по ходу репетиций, предлагая актерам импровизировать по жесткой авторской канве.

Кирилл Серебренников известен экспериментами: прошлой весной режиссер поставил лермонтовского «Демона» в режиме перформанса, объединив в одно целое на импровизированной сцене здания «Арсенал» блистательную чтицу актрису Аллу Демидову, ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и пластический театр Liquid Theatre. Тогда музыкальную составляющую представления обеспечил молодой композитор Алексей Сюмак; впоследствии Серебренников поставил в рамках продюсируемого им фестиваля-школы «Территория» оперу Сюмака «Станция», и вот теперь «Киже» в МХТ станет первым драматическим спектаклем в музыкальном сопровождении композитора. Для «Киже» Алексей Сюмак написал крайне необычную музыку: дуэты, трио, хоры и марши, исполняемые драматическими артистами Сергеем Медведевым, Игорем Хрипуновым, Александром Усовым и Кристиной Бабушкиной. На помощь актерам призван Владими

Новости партнеров

«Эксперт»
№8 (647) 2 марта 2009
Мировой кризис
Содержание:
Миссия трудновыполнима

Экономический кризис в США принимает затяжной характер. Экономисты, правда, пока не могут понять, будут «потерянные годы» похожи на 1930-е или на 1970-е

Экономика и финансы
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама