Демпингующие камикадзе

Спецвыпуск
Москва, 09.03.2009
«Эксперт» №9 (648)
Финансовые пирамиды на рынке автокаско, построенные в период бурного роста автокредитования, уже начали рушиться. Стратегия работы в убыток с целью продажи инвестору не оправдалась, и в ближайшее время этот сегмент рынка ждут принципиальные изменения

Последние три года именно автокаско играло роль локомотива развития российского страхования. Не случайно сейчас, в разгар финансового кризиса, этот вид страхования, как лакмусовая бумажка, показывает тенденции всего российского страхового рынка. По итогам 2008 года кризис еще не успел оказать существенного влияния на показатели данного сегмента. По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка автокаско за 2008 год составил 176 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 15%. Реальные проблемы впереди: по прогнозу агентства, за текущий год российские страховщики соберут взносов на 25% меньше, чем за предыдущий (без учета инфляции).

Рост рынка автокаско напрямую зависит от объемов автокредитования: до кризиса в кредит покупалось около половины всех автомобилей. Рассказывает начальник отдела андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта СК «Согласие» Сергей Рябцев: «Сейчас кредиты на покупку автомобилей предлагаются на более жестких условиях, практически до минимума снизился уровень автокредитования, поэтому развитие сегмента автокаско затормозилось. Конечно, есть вторичный рынок, но даже там ощущается негативное влияние финансового кризиса: доходы населения сокращаются, и спрос на автомобили падает. Поскольку лизинг также связан с кредитными средствами, он в том же плачевном состоянии, что и автокредитование».

В условиях резкого падения рынка все проблемы, которые закладывались в годы благоденствия, вышли наружу. Переживут трудности далеко не все. Корень зла — непозволительно близкий для страховщика горизонт планирования, который был характерен для многих участников российского страхового рынка в последние годы. Значительная часть игроков решала исключительно краткосрочные задачи — привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. Тарифы сознательно устанавливались ниже статистически обоснованного уровня. Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, когда выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, которые получены от новых, привлеченных низкой ценой полиса. При такой тарифной политике, как только темпы прироста взносов станут отрицательными, сформированных страховых резервов окажется недостаточно для осуществления выплат, что неминуемо приведет к дефолту страховщика.

Владельцы избравших подобную стратегию компаний, формулируя цели их развития и ставя задачи перед менеджментом, прекрасно понимали, что долго так работать они не смогут. Расчет строился на том, чтобы набрать значительный клиентский портфель и на пике продаться инвестору, обладающему значительными финансовыми ресурсами. Говорит заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов: «Набирать убыток и продаваться — заведомо провальная стратегия. Это, пожалуй, самый невыгодный способ развития рынка, а покупать чужие долги или кота в мешке, а из страховых компаний прозрачны лишь единицы, — самоубийственное решение. Поэ

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (648) 9 марта 2009
    Выборы в регионах
    Содержание:
    Первое испытание кризисом

    Российская политическая система обладает большим запасом прочности, «Единая Россия» стремится работать с самостоятельным и свободным избирателем, роль административного ресурса начинает снижаться — таковы итоги выборов 1 марта в российских регионах

    На улице Правды
    Реклама