Вырасти за счет инноваций

Международный бизнес
Москва, 09.03.2009
«Эксперт» №9 (648)
Экономический кризис создал проблемы для компаний из развивающихся стран, претендовавших на роль «новых чемпионов». Но одновременно он открыл возможности роста для тех, кто готов к использованию инноваций и не боится выходить на новые рынки

Еще год назад в корпоративном мире наблюдались две противоположные тенденции. Компании в развитых странах — США, Европе и Японии — уже начали корректировать свои планы в связи с кризисом, эффект которого становился все более очевидным с каждым месяцем. Они сокращали прогнозы оборота и прибылей, учитывали все меньшую доступность ликвидности, пытались просчитать риски, связанные с рецессией на ключевых рынках.

В то же время компании с развивающихся рынков продолжали экспансию. Страны, в которых находятся их штаб-квартиры и на которые приходится основная доля их бизнеса, тогда еще не ощущали влияния кризиса. Их экономики продолжали быстро расти, ликвидность была доступна, что позволяло инвестировать в новые проекты, покупать конкурентов и разрабатывать стратегии роста.

Однако уже к концу 2008 года кризис перерос в полномасштабный экономический обвал — не только на развитых рынках, но и на развивающихся. Доступность финансирования резко снизилась, капитал стал покидать рынки, темпы роста резко упали, местами переходя в минус. Компании из развивающихся стран оказались даже в худшей ситуации, чем их западные конкуренты, из-за зависимости от внешних рынков сбыта или источников финансирования.

Кризис отрезвил многих из них, в том числе «новых чемпионов» — новых лидеров в своих отраслях, которые претендовали на глобальные позиции и конкурировали с традиционными лидерами развитых стран. Таких компаний становится все больше, даже несмотря на кризис. Например, только с 2006-го по 2008 год число компаний в рейтинге FT Global 500 (он был опубликован осенью, то есть уже в разгар кризиса), базирующихся в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), выросло более чем в четыре раза — с 15 до 62. При этом, как отмечается в новом, уже 2009 года, отчете Boston Consulting Group, посвященном «новым чемпионам», «многие другие компании, базирующиеся в странах с быстро развивающейся экономикой, равняясь на своих чемпионов, также устремили взоры на международные рынки».

12 февраля в Нью-Йорке прошла очередная конференция в рамках серии «Новые лидеры бизнеса», организованная американским Советом по международным отношениям (CFR) совместно с «Базовым Элементом». В дискуссии, посвященной влиянию мирового кризиса на компании из стран с развивающейся и переходной экономикой, приняли участие видные международные эксперты. О том, как нынешний кризис влияет на «новых чемпионов», «Эксперт» побеседовал с одним из участников этого мероприятия Антуаном ван Агтмэлем, председателем и директором по инвестициям Emerging Markets Century. Он является автором книги «Век развивающихся рынков» (2007), в которой прогнозирует, что ведущие позиции в корпоративном мире XXI века займут компании с развивающихся рынков.

Кризисный ущерб

— Каковы ключевые вызовы, с которыми сталкиваются «новые чемпионы» во время глобального экономического кризиса?

— Первая задача, которую приходится решать «новым чемпионам», — переждать ураган. На каком-то этапе кризис стихнет и закончится. Компаниям приходится забо

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (648) 9 марта 2009
    Выборы в регионах
    Содержание:
    Первое испытание кризисом

    Российская политическая система обладает большим запасом прочности, «Единая Россия» стремится работать с самостоятельным и свободным избирателем, роль административного ресурса начинает снижаться — таковы итоги выборов 1 марта в российских регионах

    На улице Правды
    Реклама