Антитела

Культура
Москва, 16.03.2009
«Эксперт» №10 (649)
Первая за многие годы попытка отечественного кинематографа поговорить на скользкую тему «русского фашизма» уже инициировала что-то вроде общественной дискуссии. Вопрос в том, может ли эта дискуссия в современном российском обществе стать результативной

Фильм Павла Бардина «88» показали вне конкурса в Берлине и наградили спецпризом жюри в Ханты-Мансийске (причем упорно поговаривают, что приз светил вовсе не «спец-», а главный — но тут позвонили с самого, самого верха…). Это, однако, не так важно: бардинская лента — из тех, что становятся событием независимо не только от количества регалий, но даже и от качества самого фильма. Такая уж тема «русский фашизм». Фантомный, почти неразличимый, подспудно-болезненный волдырь, который стараются не расчесывать (неприлично-с), — но стоит кому задеть, случайно или намеренно, и начинается яростный скрёб-поскрёб, общественная, ага, дискуссия.

С теми, кто выбривает башку, надевает «мартенсы», берет в руки истинно-таки русский инструмент ― бейсбольную биту и идет месить гастеров, дискутировать явно не о чем — их как бы надо сажать, а уж потом как бы перевоспитывать (и это, кстати, отдельная тема — потому что существующая пенитенциарная система может перевоспитать скинхеда разве что в обычного уголовника, и объясните мне выгоду такой метаморфозы). С теми, кто ничего не выбривает и никого не месит, а только почитывает Эволу и «Майн кампф», трактует на досуге теорию гондванов и нордов, рассуждает в кофейнях о чистоте белой расы да теоретически обосновывает необходимость «поскрести Родину от черноты», дискутировать как бы можно — но уж больно противно… и не понятно, нужно ли: от чрезмерного пиаровского удобрения потешные, понарошечные упыри многажды разрастались в настоящих вурдалаков. Со всеми остальными вроде отчего б и не подискутировать… но беда-то, сдается мне, именно в том, что и это занятие чаще всего оказывается как минимум бесполезным. Потому что все говорящие говорят о разном — и почти никто не говорит о том, что, как мне кажется, имеет действительное отношение к теме русского фашизма: об отсутствии или наличии оного, а также степени его гипотетической опасности.

Как определить

Одни говорят (громко и с пафосом): никакого русского фашизма нет и быть не может, народ-победитель никогда не пойдет за поклонниками бесноватого Адольфа, гип-гип ура! ― вопрос закрыт. И все бы верно, но фашизм в том его понимании, о котором говорить стоит (и мы ниже поговорим), не обязан, увы, состоять с бесноватым А. в тесном родстве… да и все самые нехорошие вещи, опять увы, обычно происходили до того, как народ вставал и куда-то там шел, тут порядок событий малость перепутан… и вообще пламенная эта речь очень напоминает выступление какого-нибудь баварского интеллектуала году в двадцать лохматом, каковой интеллектуал резонно заметил бы, что народ Шиллера, Гете и Канта, еще не оправившийся от трагических ран бессмысленной войны, никогда не последует за какими-то ряжеными хулиганами и их контуженным клоуном-вожаком.

Другие говорят (негромко и с легкой брезгливостью): русский фашизм — штука прежде всего маргинальная, криминальный его аспект на фоне прочих проблем незначителен (право, в пьяных драках народу гибнет в десятки раз больше), политический аспект не существует, фи, это несе

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (649) 16 марта 2009
    Мировой автопром
    Содержание:
    Наступает эпоха партнерств

    Экономический кризис нанес тяжелейший удар мировой автопромышленности. С наименьшими потерями из спада выйдут автопроизводители, которые сумеют выстроить эффективную систему гибких глобальных альянсов

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Тема недели
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама