О начале новой жизни

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
23 марта 2009, 00:00

Нет, ничего осязаемого ещё не произошло. Действия власти вполне инерционны и ожидаемы, но слова зазвучали такие, каких прежде слыхано не было — во всяком случае, из властных и даже околовластных сфер. Похоже, начинается кардинальный поворот. Да он и не может не начаться: если уж ледниковый период наступил, перемены в биосфере будут. Не завтра, так послезавтра — что бы там ни думали про себя отдельные динозавры.

Для разогрева поступила не самая острая, но характерная новость. Опубликован проект Концепции развития законодательства о юридических лицах, разработанный по прямому поручению президента Медведева. В документе содержится предложение упразднить организационно-правовую форму «государственная корпорация» как таковую — чтобы духа её не было. Юрлица же, существующие в этой форме, реорганизовать, лишив их специального статуса и особых привилегий, связанных с титулом госкорпорации. Все тут же вспомнили, что госкорпораций с 2000 года наделали семь (ВЭБ, «Ростехнологии», «Роснано», АСВ, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Росатом» и «Олимпстрой») и собирались сделать ещё чуть не столько же; что создание этих «некоммерческих организаций» и наделение их огромными кусками госимущества было одним из стержней экономической политики докризисных лет. Отсюда уже полшага до глубокомысленных рассуждений о крепости (хрупкости) властного тандема и о том, что думает Путин о «наезде» Медведева на его любимые детища. Но не будем делать этого полушага: в данном случае можно обойтись и без намёков «на то, чего не ведает никто». Тут всё гораздо проще.

Приводятся ли в проекте какие-то новые аргументы против ГК? Нет. И прежде, когда госкорпорации под невыносимо громкие фанфары пропаганды одна за другой сходили со стапелей, всё уже говорилось. И что эти юрлица, будучи формально некоммерческими, «создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности»; и что иные из них «имеют властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти»; и всё прочее в том же ключе добрые люди писали (в частности, и «Эксперт» писал). Власть тогда проигнорировала критику, поскольку видела более сильные доводы за госкорпорации. Примерно такие: ключевые направления работы государства в экономике полезно — в силу многих соображений — обособить и вывести из стандартных схем подчинения правительству (а значит, и из стандартной борьбы лоббистов), снабдив их средствами с заведомым избытком. Теперь же, когда избытка не стало (у некоторых ГК щедро дарованные деньги уже начали изымать), а вопросы чёткости внутривластного взаимодействия стали, напротив, куда более значимыми, чем в тучные годы, доводы «за» потускнели. Так что всё говорит за то, что раздутая сфера применения этой спорной придумки должна будет несколько подсократиться, — вне зависимости от прочности тандема.

Ну а днём позже раздалась новость, прямо-таки колеблющая устои — на основании того же скромного намерения по одёжке протягивать ножки. Первый вице-премьер Шувалов заявил в интервью телеканалу Bloomberg, что правительство решило дистанцироваться от проблемы международных долгов российских корпораций. По словам чиновника, задолжавшим компаниям не следует надеяться на помощь казны, но «все долги должны быть выплачены, все договорённости соблюдены». И далее: «Правительство может и не возражать против того, чтобы зарубежные компании получали доли в таких компаниях, как “Русал”, если это будет лучшим способом возвращения долга».

При всей подчёркнутой осторожности формулировки (слова «может и не возражать» никак не равнозначны словам «не будет возражать»!) процитированная фраза поистине революционна. Это ведь даже не отказ от первоначального плана борьбы с кризисом: в конце концов, правительство уже довольно давно заморозило сгоряча данное обещание помочь всему завязшему в долгах крупняку: из отложенных на эти цели полуста миллиардов долларов не роздано и трети. Это — тихий, не акцентированный отход от всей стратегии экономического развития, которую избрали наши государственники. Начиная как минимум с 2003 года становилось — и стало — аксиомой, что стержнем экономического развития России были, есть и будут гигантские компании, государственные по титулу собственности или, что немногим хуже, «по менталитету», и что в эти компании никакого хода иностранцам дано не будет. И вот на наших глазах аксиому тихонечко перечёркивают: ход, возможно, будет. Логику такого решения понять нетрудно. Выбор-то невелик: либо так, как Шувалов сказал «Блумбергу», либо практическая национализация всей крупной промышленности, а потом — печатный станок. И страх перед инфляцией, так часто иррациональный, сыграл правильную роль.

Повторюсь: ничего принципиально нового пока на практике не произошло. Да оно и не обязано происходить сию же минуту — быстро наступают только новые разновидности ада. Сказанные правильные слова не означают даже, что устаревшим аксиомам и теоремам уже найдена адекватная обстоятельствам замена. За ними вообще может пока не быть плана действий, но они сказаны — и это важно.

Рискну предположить, о чём ещё вскоре последуют сенсационные новости. Они будут виться вокруг проблемы центр—регионы. Жесточайшая централизация, в результате которой в центре стало концентрироваться уже почти две трети консолидированного бюджета, была точно таким же плодом тучных времён, как и госкорпорации. Именно сравнительное изобилие денег делало доводы против такой системы неубедительными для власти. Но кризис — вещь конкретная: он происходит прямо на земле, причём в разных местах очень по-разному. Финансовые источники регионов провалились гораздо сильнее федеральных, а потому центр вынужден будет — да уже и начал — активно качать деньги в субъекты. Но делать это надо быстро и точно; первого центр не умеет, а второго не может уметь даже и теоретически. Поэтому вскоре мы услышим слова о снижении доли центра в общем пироге, о росте полномочий региона по распоряжению попавшими к нему деньгами. Возможно даже, раздадутся слова и о том, чтобы всерьёз разнуздать вдоль и поперёк зашнурованные процедуры формирования региональных властей.

Да, сначала и там будут только слова. А с чего же ещё начинать?