Рост в обмен на эффективность

Спецвыпуск
Москва, 23.03.2009
«Эксперт» №11 (650)
Первые месяцы кризиса урезали рост доходов аудиторов и консультантов наполовину. Неизбежную потерю динамики теперь можно отчасти компенсировать только ростом эффективности бизнеса

Еще год назад, комментируя результаты нашего очередного рейтинга крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ), мы отметили: ресурсы экстенсивного роста рынка практически исчерпаны, а ключевым игрокам придется перестраивать привычные стратегии и добиваться повышения эффективности. В «мирное» время этот процесс мог растянуться на годы. Но, как оказалось, долго раскачиваться компаниям не пришлось.

Если до прошлой осени участники рынка еще могли сомневаться в оправданности смены приоритетов, то уже в сентябре кризис окончательно расставил все акценты. Сократившийся спрос на услуги аудиторов и консультантов сегодня практически полностью закрыл возможности для механического наращивания объемов бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты нашего тринадцатого рейтинга крупнейших АКГ.

В 2008 году рост доходов 100 ведущих АКГ, включенных в рейтинг, замедлился почти вдвое. Их суммарная выручка составила 43 млрд рублей, увеличившись за год лишь на 23% (см. график 1). Напомним, что в течение 2006–2007 годов рынок демонстрировал устойчивый 40-процентный ежегодный прирост. Кризисный четвертый квартал 2008 года во многом перечеркнул блестящие результаты, достигнутые аудиторами и консультантами на пике конъюнктуры первых восьми месяцев прошлого года.

Первая волна

Даже первые симптомы кризиса крайне болезненно отразились на рынке аудиторско-консалтинговых услуг. Столкнувшись с трудностями, менеджеры компаний реального сектора стали лихорадочно сокращать издержки. В этом отношении аудиторы и консультанты оказались наиболее уязвимыми: бюджеты на их услуги пошли «под нож» в первую очередь. К октябрю часть клиентов из самых доходных для АКГ отраслей — ТЭКа, металлургии, телекоммуникационного сектора — перестали платить даже за выполненные проекты. В отличие от поставщиков сырья и крупных кредиторов реальные рычаги воздействия на контрагентов у аудиторов и консультантов отсутствовали, а подавать на них в суд бесперспективно. Шансов выиграть дело не много, а вот вероятность потерять клиента на будущее весьма высока. Согласно проведенному нами опросу, около 70% аудиторско-консалтинговых компаний с сентября 2008 года столкнулось с серьезными задержками клиентских платежей. В результате традиционно благоприятный с точки зрения расчетов по выполненным работам и заключения новых контрактов четвертый квартал стал для аудиторов совершенно провальным.

«Наши клиенты стали испытывать серьезные финансовые трудности с октября 2008 года, — рассказывает генеральный директор компании “Роспромаудит” Оксана Ионова. — В связи с этим был сорван проект по налоговому консультированию в строительном секторе с крупным девелопером. Потребность в консалтинге и аудите остается высокой, однако отсутствует платежеспособность. До стадии заключения договоров дошли только постоянные клиенты, да и то с просьбой пересмотреть цены на услуги». Перекройка ценников и оптимизация штатного расписания стала первой антикризисной мерой, принятой аудиторами и консультантами. В ходе опроса участников рынка тре

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (650) 23 марта 2009
    Безработица
    Содержание:
    Сводки с трудового фронта

    Безработица и неполная занятость нарастают, хотя пока еще далеки от пиковых отметок кризиса 1990-х

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама