На экваторе

Спецвыпуск
Москва, 30.03.2009
«Эксперт» №12 (651)
Проект «Москва-Сити» в условиях кризиса столкнулся с новыми рисками

Строительство делового района «Москва-Сити» — крупнейшая в Европе инвестиционная программа, связанная с недвижимостью. Небоскребы с элитными офисами и апартаментами, роскошные развлекательные центры, новые станции метро, многоуровневые подземные паркинги, зимние сады на крышах — все эти задумки активно воплощались в жизнь до осени 2008 года. Но кризис меняет планы инвесторов, и сегодня судьба некоторых проектов Сити оказалась неопределенной.

С пятой попытки

Проект создания делового района Сити неподалеку от Краснопресненской набережной имеет длинную историю. Впервые о нем заговорили еще в 1980-е годы. Весной 1991 года решением исполкома Моссовета была одобрена концепция освоения территории, примыкающей к набережной.

В марте 1992 года московское правительство подписало с АО «Российская строительная компания» соглашение о создании акционерного общества «Сити». В число учредителей вошли ППО «Моспромстройматериалы», КБ «Элбим-банк», ТОО «ИРИДА Лтд.» и архитектор Борис Тхор. Президентом акционерного общества стал Александр Хажакян, пришедший на этот пост с должности управляющего Российской товарно-сырьевой биржей.

Первая попытка освоения земель состоялась в том же 1992 году — с участием компаний Siemens AG, СП «Мост» и WCEC. Развитие проекта сдерживалось наличием на данной территории ряда промышленных предприятий и отсутствием коммуникаций. Через некоторое время инвесторы вышли из проекта.

В 1994 году было подписано соглашение с канадской компанией Reichmann International Development Corporation, принадлежащей Альберту Райхману, одному из влиятельнейших людей в мировом строительном бизнесе. На его счету были такие проекты, как Международный финансовый центр в Нью-Йорке, First Canadian Place в Торонто и Canary Wharf в Лондоне. Последний в определенной степени можно рассматривать как прообраз «Москвы-Сити»: там тоже речь шла о строительстве нового делового района на ранее непрестижной территории.

Первый камень был заложен, но стройка все не начиналась. Неопределенная ситуация сохранялась до осени 1996 года, когда московские чиновники все-таки вынуждены были сделать ряд заявлений, фактически означавших прекращение сотрудничества с компанией Райхмана.

Очередные попытки начать стройку состоялись в 1996 году. В это время появилось два новых инвестора — крупная японская промышленная и трейдинговая корпорация Itochu и альянс двух известных российских бизнесменов Александра Смоленского и Шалвы Чигиринского. Пока прорабатывались последние детали первой очереди строительства, случился августовский кризис 1998 года. Инвесторы были вынуждены свернуть планы.

Московские власти в какой-то момент поняли, что на сложный участок без инфраструктуры застройщики не придут, и направили многомиллионные инвестиции на подготовку территории. К 2002 году были построены километры коммуникационных коллекторов с инженерными сетями, водопроводы и газопроводы и так далее. Было в основном возведено центральное ядро Сити. Начались работы по созданию мини-метро, строительство развязок.

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (651) 30 марта 2009
    Эффект девальвации
    Содержание:
    Туфелька без Золушки

    Плановая девальвация дала фору сырьевикам и металлургам, предоставила шанс даже обувщикам. Но реального импульса импортзамещение не получило. Более того, удешевление российских активов уже вызывает повышенный интерес европейских конкурентов, рассматривающих экспансию на наш рынок как средство преодоления кризиса

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама